ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA

Главная страница Путешествие во времени.

ОСТРОВ ЯВА - ИСТОРИЯ и КУЛЬТУРА.

Дополняемая компиляция из разных источников.



В I тысячелетии до н.э. на островах Малайского архипелага сформировалась довольно развитая цивилизация. Предки современных западноиндонезийских народов, в первую очередь создателей мощных средневековых империй - Шривиджайи (малайцы) и Матарама (яванцы), вели орошаемое земледелие (пашенное или мотыжное), культивируя прежде всего рис, а также яме, таро, сахарный тростник, дыни, тыквы, кокосовые, арековые, аренговые, саговые пальмы, технические культуры (кунжут, индиго) и пр., разводили крупный и мелкий рогатый скот (буйволов, использовавшихся прежде всего в качестве тягловых животных, коров, коз), свиней, домашнюю птицу, хотя и тогда, как и в настоящее время, животноводство оставалось, по-видимому, второстепенной отраслью хозяйства. Весьма развито было мореплавание: такое изобретение австронезийцев, как лодки с противовесом - прообраз современного катамарана, до сих пор не утратило своего значения; ареал распространения этих лодок, которые западноиндонезийцы принесли, в частности, в Южную Индию, в Хадрамаут, на Африканский Рог, указывает, как происходило заселение Мадагаскара. Знали западноиндонезийцы обработку металлов, ткачество и другие ремесла.

Велась интенсивная торговля, в том числе оптовая, как внутри архипелага, так и за его пределами. К рубежу нашей эры далекое Средиземноморье было знакомо не только с товарами, которые поставляли острова Индонезии (этими товарами были в первую очередь пряности и благовония), но и с самим островным миром: в грекоязычных источниках начала нашей эры содержатся сведения об уже упоминавшихся лодках с противовесом ("Перипл Эритрейского моря"), санскритское название Явы (Иабадиу, т.е. Явадвипа) с точным переводом - "остров ячменя" ("География" Птолемея).

Высокому уровню экономики соответствовали весьма развитые социальные отношения и культура. Основным социальным организмом была сельская община. Конфедерации общин, объединенные общим культом священных регалий, образовывали протогосударства во главе с "царями" (хаджи), носителями потестарных и ритуальных функций. Судя по имеющейся терминологии, существовали представления о знатности и рабстве. Создались важные предпосылки формирования государственности. Однако для реализации этих предпосылок необходимы были определенные экологические условия. Государства возникали только там, где было возможно ведение поливного земледелия. Народы, оказавшиеся в неблагоприятных для земледелия условиях (сунданцы, мадурцы, батаки), либо создали государства относительно поздно, либо вообще не достигли этой стадии самостоятельно.

Особенностью генезиса западноиндонезийских государств было восприятие индийской культуры. На этом феномене следует остановиться подробнее.

Если взглянуть на индийские лексические заимствования, имеющие отношение к социальной сфере, в индонезийских языках, бросается в глаза тот факт, что воспринималась почти исключительно санскритская лексика (заимствований из других индийских языков крайне мало), следовательно, заимствования были обусловлены не контактами, предполагающими общение на бытовом уровне, а потребностями формирующихся элитарных слоев индонезийских обществ. Не менее важна и другая особенность индийских заимствований: воспринимались не только понятия, ранее чуждые народам архипелага, но и слова, аналоги которых существовали в индонезийских языках. "Немотивированные" заимствования в социальной сфере объясняются, видимо, тем, что институты позднепервобытных, переходных к новой формации западноиндонезийских обществ были, при всей своей относительной развитости и гибкости (о которых свидетельствует их успешное функционирование в дальнейшем в развитых средневековых обществах), даже на уровне обыденного сознания связаны с традиционными родовыми и общинными. Это препятствовало становлению новой идеологии, разрыву прежних и формированию новых связей между общинами и надобщинными институтами. Иноземные же понятия не вызывали привычных ассоциаций и были однозначно связаны с новыми отношениями.

Видимо, в силу более тесных отношений с внешним миром малайцы раньше других индонезийских народов познакомились с индийской цивилизацией, что позволило им первыми в Индонезии создать свою государственность.

В конце IV - начале V в. на территории архипелага возникают первые малайские государства: держава Мулавармана в Кутее, на Восточном Калимантане, и Тарум (или Тарума) на Западной Яве. Хотя надписи правителей этих государств составлены на санскрите, сомневаться в том, что государства были созданы именно малайским этносом, не приходится. На это указывают ономастические данные: для названных районов характерна, как показали Д.ВДеопик и М.А.Членов, малайская топонимика, малайским же является и название государства - Тарум ("индиго"). Однако эти государства, расположенные в районах, где возможности ведения орошаемого земледелия были ограниченны, быстро сошли с исторической арены.

По-настоящему жизнеспособной среди малайских государств оказалась Шривиджайя - талассократия, центр которой, видимо, располагался на Суматре в устье р.Муси, в районе современного г.Палембанга (тогда береговая линия была иной и средневековый город в отличие от современного стоял на берегу моря). Именно в этом районе были обнаружены древнемалайские надписи (683-686 гг.) с упоминанием Шривиджайи и сопредельных государств.

Правящая династия Шривиджайи носила санскритское имя Шайлендра ("Царь гор" - одно из имен Шивы) и исповедовала буддизм (хотя среди шривиджайских памятников встречаются и индуистские). Будучи морской империей, Шривиджайя контролировала Малаккский и Зондский проливы и волоки на перешейке Кра, держа в своих руках торговые пути между .Китаем и Индией. Шривиджайские посольства постоянно направлялись в Китай, а китайские пилигримы-буддисты (в том числе знаменитые Фа Сянь и И Цзин) по пути в Индию подолгу жили на Суматре. В Индии правители Шривиджайи сооружали буддийские монастыри - вихары. Одна из таких вихар была сооружена в середине IX в. в знаменитом буддийском центре Наланде, другая, названная по имени правителя Шривиджайи Чудаманивармавихара, -в XI в. в Нагапаттинаме (Тамилнад). Хорошо известна была Шривиджайя и мусульманскому миру. О ее богатстве и процветании писали Масуди, Идриси и другие арабские авторы.

Ощутимое влияние Шривиджайя оказала на соседних яванцев. В древнеяванском языке имеется значительное количество заимствований из древнемалайского, обнаруженные на Центральной Яве древнемалайские надписи говорят о наличии там малайского этнического элемента, а в VIII - начале IX в. Явой наряду с представителями местной династии управляли и представители династии Шайлендра. Однако достаточно быстро яванцы стали независимы и начали угрожать могуществу Шривиджайи. В конце Х - начале XI в. между Шривиджайей и яванским государством Матарам велась война за гегемонию на архипелаге, закончившаяся победой Шривиджайи и гибелью матарамского правителя Дхармавангши. Однако в середине 20-х годов XI в. Шривиджайя потерпела сокрушительное поражение от Раджендры, царя тамильского государства Чола. Шривиджайский монарх Санграма Виджайоттунгаварман был захвачен в плен, но Шривиджайя продолжала существовать, видимо, на условиях признания вассальной зависимости от тамилов. Уже в 1028 г. в Китай прибыло очередное шривиджайское посольство. С матарамским царем Аирланггой, зятем погибшего Дхармавангши, был заключен мир. Отношения с Челами, то враждебные, то дружественные, не прерывались. В 1090 г. чольский правитель Кулоттунга I даровал новые привилегии нагапаттинамской вихаре. Вплоть до начала XIII в. Шривиджайя оставалась властительницей проливов и хозяйкой торговли пряностями, но в середине XIII в название этого государства исчезает с исторической карты.

О социальной структуре и политическом устройстве Шривиджайи известно сравнительно мало. Из скудных данных эпиграфики можно сделать вывод о том, что империя состояла из многочисленных вассальных государств (кадатуан) во главе с правителями - дату, ниже которых стояли вожди (хулу). Государства, очевидно, делились на области-деша. Собственно Шривиджайя также могла называться кадатуан, а также бануа (слово, содержащее значения "обитаемая земля" и "община") или хулунтухан (государство, букв. "рабы и господа"). Монарх Шривиджайи, обладавший, видимо, и сакральной властью, именовался дапучта хиянг (где хиянг - "бог") или хаджи. Отметим, что из приведенных терминов санскритский всего один - деша, остальные - австронезийские.

Государство, очевидно, мыслилось состоящим из столичной области и окраинных земель. Представители всех областей и вассальных государств приносили присягу на верность шривиджайскому монарху, выпивая священный напиток ("пили клятву" - минум сумпах). Нарушение присяги, по поверью, должно было погубить клятвопреступника. Тем не менее сепаратистские тенденции среди многоэтнического населения империи были сильны. Для охраны торговой монополии и подавления мятежей содержалась постоянная профессиональная армия.

В Шривиджайе, по крайней мере в столице, существовал достаточно развитой государственный аппарат, где на высших должностях находились родственники монарха, носившие санскритские титулы раджапутра, ювараджа, раджакумара, бхупати и пр. На них возлагалось и управление провинциями, находившимися под прямым контролем центра. На государственной службе были выделявшиеся в особые профессиональные группы писцы, ваятели (обслуживавшие нужды управления и государственные культы), кормчие, торговцы (ввиду важности для государства заморской торговли), царские слуги (хулун хаджи), очевидно несшие охрану дворца, и некоторые другие.

Существовало, по крайней мере в теории, и деление на людей низкого, среднего и высокого происхождения.

Экономика Шривиджайи во многом зависела от монополии на внешнюю торговлю, но не менее важную роль играло и рисоводство. Однако на Суматре возможности ведения орошаемого земледелия ограниченны, плодородные земли расположены в основном узкими полосками по берегам рек, и практически все они в эту эпоху были уже освоены. Неблагоприятные для земледелия условия явились одним из факторов упадка Шривиджайи.

ГОСУДАРСТВО МАТАРАМ.

Колыбелью яванского раннесредневекового государства стали центральные и южные районы Центральной Явы. В отличие от малайских яванские ранние государства располагались во внутренних районах острова, на плато Рату Боко. В VII - начале VIII в. там правили Две династии: малайская династия Шайлендров, покровительствовавшая буддизму, и шиваитская династия потомков яванского правителя Санджайи, создавшего первое централизованное яванское государство, которое, однако, после его смерти вновь распалось на отдельные княжества. Яванская эпиграфика того времени создавалась на санскрите и пестрела индийскими понятиями, в том числе совершенно чуждыми Яве того периода, например "горожане" (паура). Однако, как только речь заходила о дарении земель, в санскритском тексте тут же появлялись яванские титулы налоговых чиновников. Постепенно создавалась экономическая и социальная структура собственно яванского государства. Не случайно, видимо, процесс появления эпиграфики на древнеяванском совпал с изгнанием династии Шайлендров с Явы и вытеснением малайского языка и санскрита из сферы эпиграфики и государственного делопроизводства. Продолжаются попытки объединения центральнояванских княжеств. То один, то другой правитель (рака) принимает царский титул рату (= мал. дату). Однако твердого порядка престолонаследия, видимо, не существовало, царем становился наиболее могущественный из князей.

Ситуация начала меняться с воцарением в начале 50-х годов IX в. рака области Кайюванги - Пу Локапалы. Раздачей земель он привлек на свою сторону и заставил признать свой сюзеренитет других правителей. В 873 г. он принял санскритский титул махараджа, централизовал раздачу земель и иммунитетов, ввел новую систему делопроизводства (внешне это выразилось в переходе на более массовый материал для письма - медные таблички). После смерти Локапалы в 882 г. последовал краткий период смуты, пока в 898 г. не воцарился махарджа Балитунг. С его именем связано включение Восточной Явы в состав государства. При его преемниках центр государства все более перемещается на восток, и, наконец, в 929 г. на Центральной Яве практически полностью прекращается изготовление надписей, сосредоточивающееся на Восточной Яве, а центральнояванские области "выпадают" из сферы государственного контроля и, видимо, возвращаются к традиционной форме мелких княжеств, не нуждавшихся в ведении документации.

Восточнояванское государство, первоначально также располагавшееся во внутренних земледельческих районах, постепенно осваивает долину судоходной реки Брантас, получая тем самым выход к морю, и становится одним из центров международной торговли, конкурирующим со Шривиджайей. Этой конкуренцией была вызвана война со Шривиджайей в правление Дхармавангши, о которой уже говорилось. Преемник Дхармавангши, Аирлангта, восстановил могущество Матарама. При участии государства была налажена ирригация в долинах крупных рек. Восточная Ява вновь стала притягательным местом для мореплавателей и купцов. Однако, умирая, Аирлангга разделил Матарам на два государства, оставив одному сыну западную часть - Панджалу (Кадири, которая и стала преемником Матарама), а второму - восточную, Джангталу, не оставившую в истории сколько-нибудь заметного следа.

Социальная структура Матарама основывалась на низовой территориально-административной единице, каковой была земледельческая община ( вануа). В общине существовало наследственное владение землей больших семей с правом отчуждения с согласия общины в лице старейшин. Несколько общин, тяготеющих к одному центру, составляли следующую административную единицу, впрочем достаточно аморфную, восходившую к традиционному княжеству. Принадлежность к этой единице, границы которой постоянно менялись, определялась как подчинение (ватак) нескольких общин одной, наиболее влиятельной. Общинники имели оружие, и каждая община представляла собой внушительную силу. На них могла возлагаться, в частности, охрана границ. Участвовали общины и в политической борьбе во время междоусобиц.

Общины управлялись старейшинами - рама, которые делились на две группы: старейшин, наделенных конкретными полномочиями, и старейшин, не имеющих (видимо, в силу преклонного возраста) конкретных обязанностей, но участвующих в советах. Должность старейшины могла быть наследственной: в эпиграфике упоминаются "урожденные старейшины". Совет старейшин - караман - санкционировал продажу общинных земель, имел в своем коллективном пользовании землю с правом отчуждения, старейшины выступали свидетелями при раздаче иммунитетов, получая на хранение соответствующий документ. Влияние общины этим не ограничивалось. Из среды общинников выделялась верхушка, составлявшая новые привилегированные слои, в частности так называемый слой панджи, окончательно, впрочем, оформившийся позже, в эпоху Маджапахита.

Особым статусом пользовались общины, посвященные храмам, - сама (от санскритского слова со значением "граница"). Они освобождались от уплаты части налогов и отчислений, но были обязаны отдавать часть доходов на содержание храма. Передача общины храму не влекла за собой ущемления прав ее членов, которые оставались полноправными гражданами.

В связи с определением места сельской общины в структуре древнеяванского общества представляет интерес статус общинника, именовавшегося анак вануа ("человек [или "дитя"] общины"). Так называли помимо собственно крестьян представителей различных социальных слоев: чиновников, священнослужителей, вассальных правителей, т.е. практически это обозначение являлось общим для всех полноправных членов средневекового яванского общества - от крестьян до высшей аристократии. Каждый полноправный, кроме монарха и мапатиха (канцлера), независимо от титула и должности считался членом некой конкретной общины, что имело определенное престижное значение. В дальнейшем наименование института общины могло меняться (так, в надписях времен Аирлангги община именуется тхани, а общинник - соответственно анак тхани), но суть оставалась неизменной.

Представители неземледельческих слоев населения - ремесленники, торговцы, сказители, музыканты и пр., - объединяемые в древнеяванских текстах понятием мангилала драбья хаджи - "сборщики монаршего", т.е. социальные группы, имевшие право на часть производимого земледельцами продукта в уплату за свою деятельность, не считались общинниками. Как и в большинстве традиционных обществ, их статус был ниже статуса земледельцев.

Таким образом, совокупность общин-вануа, включавших всех полноправных членов общества, гарантируя тем самым их статус, была основой государства Матарам. Одновременно каждая община оставалась общностью собственно земледельцев, определенным образом взаимодействовавшей с государственной властью. Низшие государственные чиновники, собиравшие с общин налоги, защищавшие интересы общины в переговорах с чиновниками центрального аппарата, ведавшие охраной порядка на территории общины и прилегающих путях сообщения и выполнявшие некоторые другие административные и идеологические функции (среди них упоминаются смотритель рынка, смотритель мостов, егерь, лесничий, писец, глашатай, музыкант, жрец, астролог и пр.) по обеспечению деятельности общинного механизма, назывались раманта. Низшими чиновниками назначались скорее всего представители общинной верхушки, что приводило к ее сращиванию с государственным аппаратом. Были у раманта и подчиненные, называемые в источниках "слугами" или "воинами".

Раманта имели собственные земли, которые могли отчуждать, а за особые заслуги получали землю в коллективное "кормление".

Конфедерация нескольких общин составляла область, границы которой, очевидно, восходили к ранее независимому княжеству. Во главе области-княжества стоял правитель, представитель традиционной княжеской династии - рака.

Общины, входившие в княжество, объединял общий культ священных регалий - палладиумов (чаще всего это были камни или куски дерева необычной формы или свойств), названия которых, часто отражались в названиях княжеств (княжество Кайюванги - "Душистое дерево", княжество Ватукура - "Черепаший камень"). Промежуточных административных звеньев между общинами и князем могло попросту не существовать, ведь княжество состояло чаще всего из нескольких общин. Промежуточная между общиной и княжеством административная единица - деша - встречается в документах I тысячелетия н.э. лишь однажды, что вкупе с санскритским происхождением слова заставляет считать этот институт сравнительно поздним нововведением.

Наряду с правителями княжеств существовал и центральный чиновничий аппарат, возглавлявшийся вторым после монарха лицом в государстве - мапатихом, одним из правителей княжеств (также носившим титул рака). Мапатих мог стать и преемником монарха после смерти последнего. Аппарат централизованного государства контролировал прежде всего сбор налогов. В периоды укрепления центральной власти все иммунитеты санкционировались монархом и мапатихом. В частности, на Восточной Яве при Аирлангге иммунитеты давались только монархом, и в первую очередь общинной верхушке.

Главными налоговыми чиновниками были пангкур, таван и тирип, называвшиеся также "почтенная троица" (иногда к этому словосочетанию добавлялся термин со значением "собирающая налоги"). О значении этих должностных лиц свидетельствует упоминание названий их постов в числе немногих яванских слов в санскритоязычных надписях.

В дела общин центральная власть в лице монарха, мапатиха и представителей центрального чиновничьего аппарата вмешивалась редко: в тех случаях, когда на общину возлагались какие-либо дополнительные обязанности (обеспечение постоянной переправы на реке и т.д.), в случае неуплаты налога, пересмотра ставки налога, предоставления иммунитета и т.д.

Экономика Матарама базировалась на орошаемом рисоводстве. Товарно-денежные отношения были развиты сравнительно слабо. Хотя монеты и чеканились, они предназначались, очевидно, прежде всего для внешней торговли, которая начала особенно интенсивно развиваться с переносом центра государства на Восточную Яву, но существовала и до этого. В источниках упоминаются прибывавшие на Яву сингалы, дравиды, кхмеры, моны. Яванская монета была обнаружена в Египте в слое IX в. Внутри страны в денежном выражении исчислялись стоимость земли, ставка налога и т.д., но обмен, за отсутствием мелкой разменной монеты, был, очевидно, натуральным.

Эпоха Матарама была временем наивысшего расцвета яванской архитектуры. Именно в это время создаются такие храмовые комплексы, как буддийский Боробудур и шиваитский Прамбанан. Наряду с индуизмом и отчасти буддизмом существуют культы священных регалий, обожествленных предков правителя, общинные верования. Постепенно подготавливается почва для возникновения синкретической религии, оформившейся в эпоху Маджапахита.

Храмовые комплексы БОРОБУДУР и ПРАМБАНАН.


Боробудур - дивный архитектурный ансамбль, возведенной на острове Ява в те времена, когда здесь процветал буддизм. Его нельзя назвать храмом в полном смысле этого слова, поскольку в него нельзя войти. Боробудур - это гигантские каменные ступы, воздвигнутые на девяти каменных террасах, - сплошное громадное строение, подобное тем, которые возводили в разные эпохи в Египте, Индии, на Шри-Ланке, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Кто создал это диво?

Вопрос этот возник у голландских ученых, обнаруживших в конце XIX века затерянный в яванских джунглях храмовый комплекс. Сквозь трещины в каменных плитах пробивались кусты и стволы деревьев. Поросший травой и мхом, Боробудур казался одним из множества окружавших его холмов, и нелегко было поверить, что это исполинское сооружение является делом рук человеческих.

По мнению голландцев, отсталые жители острова не могли возвести Боробудур, и создание его стали приписывать индийцам, принесшим в эти края буддизм. Заблуждение начало рассеиваться, когда в китайских хрониках историки обнаружили упоминания о посольствах из государства Шилифоши (Шривиджайя), прибывавших в Поднебесную империю с середины VII века. В столице этой страны, располагавшейся на острове Суматра, жили более тысячи буддийских монахов. Влияние Шривиджайи расширялось, она стала захватывать другие острова Индонезии, в том числе и Яву.

Шривиджайя была одним из крупнейших азиатских государств того времени, и ее правители, Шайлендры, распространили свою власть на всю Индонезию, Малайзию и часть нынешнего Таиланда. Буддизм был внедрен на Яве, на территории подвластного Шайлендрам государства Матарам, в VIII веке и процветал там более ста лет, в течение которых и был возведен комплекс Боробудур (сокращение от Бхумизан Брабадура - «Неописуемая гора средоточия добродетелей»). Существуют, впрочем, и другие переводы этого названия: «много Будд» или «храм тысячи Будд», а также «монастырь на горе».

Со временем число паломников, посещавших храмовый комплекс, уменьшилось, а затем, в 1006 году, произошло извержение вулканов-близнецов Мирапи и Мирбабу. Туча раскаленного пепла, потоки грязи и вулканической лавы обрушились на долину Кеду, сметая все на своем пути. Добрались они и до Боробудура...

Боробудур — крупнейший памятник буддийской архитектуры, своеобразное магическое отображение системы мира и космического порядка с точки зрения буддизма. Храм (договоримся все же называть его так) имеет вид огромной ступенчатой пирамиды, возведенной на склонах земляного холма, наверху которой помещена ступа, олицетворяющая, согласно религиозному учению, конечную цель существования. Его состоящий из двух террас цоколь символизирует мир плотских вожделений, следующие четыре яруса - борьбу человека за подавление желаний, а три круглые террасы - последние этапы приобщения к нирване.

В основании Боробудура лежит правильный квадрат со стороной 120 метров, как и у пирамиды Хеопса. Высота комплекса от вершины холма, на котором он стоит, по нашим меркам, невелика: до верхней точки - вершины центральной ступы - всего 40 метров. Однако чтобы достичь основания ступы, придется пройти несколько километров - дорога вьется спиралью, огибая святилище по периметру всех террас.

Первая терраса представляет собой коридор, огражденный с одной стороны украшенной барельефом стеной, а с другой - высокой балюстрадой. 480 метров барельефа - удивительного рассказа в каменных картинках, - не дают путнику заскучать. Каждая следующая терраса меньше предыдущей на ширину коридора, который ее огибает...

Над шестью квадратными террасами высятся еще три - круглые. Причем на каждой разместилось кольцо решетчатых каменных «колоколов» - дагоб. Внутри каждого такого «колокола» - а всего их на круглых террасах 72 - находится каменная статуя Будды. Существует поверье, что если человек просунет руку внутрь дагобы и дотронется до статуи, исполнится его самое заветное желание.

В храме насчитывается 500 фигур Будды, которые подают верующим знак рукой. На восточной стороне пирамиды они призывают Землю в свидетели правоты своего учения, на южной - обещают верующим исполнить их желания, на западной - застыли в позе медитации, а на севере вдохновляют паломников идти дальше по пути спасения.

Ни в одном индийском храме не было так подробно представлено буддийское учение, как на каменных галереях нижних террас Боробудура.

Начиная с обрядовой лестницы на той стороне, где восходит солнце, 120 барельефов изображают Будду, решившегося ради спасения человека на 12 перерождений. Как повествует легенда, для своего последнего перевоплощения он избрал семью правителя племени шакиев; ребенком и юношей Сиддхартха Гаутама совершал удивительные чудеса.

Будда Сиддхартха наставлял народ назидательными притчами, которые позже были записаны поэтами-мистиками и служили доказательством существования Бога. Это чудесные сказки, «Джатаки». 720 барельефов изображают сцены из священных легенд в первых галереях храма. Над ними в великолепных каменных гротах восседают фигуры Будды. Небесные создания и магические чудовища - макарас - защищают от всех зол грешного мира ворота, через которые паломники проходят к вершине.

Боробудур прославился барельефами шести нижних террас. Общая длина их примерно два километра. Высота - три метра. Барельефы Боробудура – это 6000 квадратных метров вырезанной в камне скульптуры.

Барельефы храмового комплекса - это не только иллюстрации к жизнеописанию Будды, но и рассказ о людях, живших на Яве во время создания Боробудура. Яванские скульпторы не знали, как жили, во что одевались и как выглядели современники и земляки Будды в Северной Индии. Поэтому они изобразили на барельефах яванских крестьян, горожан и вельмож. Здесь можно увидеть идущих в бой воинов, землепашцев; большие многопалубные корабли, бороздящие океан; царя, вершащего суд...

Работы по спасению Боробудура начались в 1907 году, и, похоже, именно они привели к тому, что холм под ним стали размывать тропические ливни. Боробудуру грозило разрушение: в трещинах каменных плит буйно разрослись лишайники, барельефы покрылись плесенью.

В 1975 году правительство Индонезии забило тревогу, и началась капитальная реставрация памятника под эгидой ЮНЕСКО. Прежде всего были возвращены головы скульптурам Будды. Многие из них вывезли из страны голландские колонизаторы; часть наряду с фрагментами лепных украшений оказалась в музеях и частных коллекциях Лондона и Нью-Йорка. Затем храм разобрали. Холм укрепили. Параметры орнаментальных частей Боробудура занесли в память компьютера, чтобы вернуть каждую на прежнее место. Официально реставрация была закончена в феврале 1983 года. На нее потратили около 20 миллионов долларов США. В связи с успешным завершением кампании ЮНЕСКО учредила медаль «Боробудур», которая вручается деятелям, внесшим особый вклад в развитие культуры, образования, науки и информации.

Сегодня Боробудур - символ национальной истории Индонезии, в 1991 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вблизи храма создан туристический центр, и ежегодно его посещают 2,5 миллиона туристов.

ПРАМБАНАН – это уникальный и очень большой индуистский храмовый комплекс, который расположен в Индонезии. Необходимо отметить, что этот храмовый комплекс расположен между двумя городами – Соло, а также Йогья. Вообще, Прамбанан представляет собой величественное и гордо возвышающееся удивительное каменное сооружение, которое немного потемнело от времени.


Стоит отметить, что представленный храмовый комплекс состоит из нескольких основных частей. Одна из частей имеет название Лоро Джонгранг. Также этот комплекс насчитывает три достаточно больших храма. Данный храмы посвящены Шиве, Брахме, а также Вишну.

Вокруг этого грандиозного комплекса расположены еще и маленькие храмы. Необходимо отметить, что, к сожалению, до наших дней сохранились не все храмы. От них остались только груды камней. Каждый год этот уникальный храмовый комплекс посещает огромное количество туристов со всего мира.

На сегодняшний день храм Прамбанан сохранил прекрасную красоту барельефов и фресок. В наше время продвигается реконструкция этого храмового комплекса. Вообще Прамбанан входит в число основных достопримечательностей Индонезии. Стоит отметить, что туристы во внутрь храма попасть не смогут, так туда вход запрещен.

Название этого храма имеет долгую историю. Когда-то, очень давно, принцесса Лоро Джонгранг, не хотела выходить замуж за принца, так как не могла его полюбить. Но принцесса поставила принцу невыполнимое условие, то есть он должен был за одну ночь возвести храм. Он согласился, и благодаря всевышним силам возвел огромный храм и назвал его Прамбанан.

Когда принцесса увидела это чудо, она захотела спалить его - и подожгла весь комплекс. Когда принц это увидел, он сильно разгневался, превратив принцессу в одну из статуй храма. Если говорить конкретней, то строительство этого храма началось еще в период с 8 во 9 века.

Если посмотреть сегодня на этот удивительный комплекс, то можно удивиться его красоте и уникальности. Необходимо отметить, что это непростое сооружение включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. У всех статуй, которые расположены на территории комплекса отсутствуют головы, они просто были украдены.

Также небольшое землетрясение, которое произошло в 2006 году, немного разрушило храмовый комплекс Прамбанан. Высота данного комплекса достигает пятидесяти метров, именно поэтому он является еще и самым высоким в стране. Храм уникален тем, что сооружался он без какого-либо раствора, просто камни ложились друг на друга.



 

Ссылки по теме:

АЗИАТСКИЕ ТУР-ЭКСПЕДИЦИИ «ГЕОГРАФИИ»