ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA

Главная страница Личный опыт путешествий по странам

СТРАСТИ по МАКЛАЮ или ПОЧТИ ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «ОТ МИКЛУХИ до МАКЛАЯ» ("МИКЛУХО-МАКЛАЙ XXI ВЕК")

 

 

Поскольку каждый день я получаю обеспокоенные письма по поводу того, что случилось с Миклухо-Маклаем, то должен немедленно всё разъяснить.

1) Настоящий Николай Николаевич Миклухо-Маклай скончался в 1888 г.
2) Тот Маклай, который появляется в разных местах Москвы и Санкт-Петербурга с предложением скинуться деньгами на «его» экспедицию в Папуа-Новую Гвинею – он не совсем тот, за кого себя выдает.

Теперь строго по порядку. Я историк по первому образованию, а История сложена из двух составляющих – Факта и Хронологии. Всё остальное – полная ерунда. Итак: Факты и Хронология.

Проект Экспедиции «От Миклухи до Маклая» был анонсирован на сайте Geografia.Ru и в соцсетях Facebook, VK, Odnoklassniki в октябре 2015 года от имени Николая Баландинского. Проект Экспедиции «От Миклухи до Маклая» был зарегистрирован в системе грантов РГО 4 ноября 2015 года; руководитель – Баландинский Николай Викторович.

В течение октября-декабря 2016 года были проведены переговоры вместе с режиссером Ириной Росс с телеканалами по поводу их заинтересованности в освещение проекта и создания цикла передач. Были получены письма поддержки от общественных организаций. Составлен список приоритетных телеканалов, которые проявили интерес к сотрудничеству.

В феврале 2016 года, по возвращению из большого автопробега по Азии, в работу над проектом включился Александр Морозов (поиск спонсоров, переговоры с автопроизводителями).

Поскольку основная часть работы над структурой проекта была завершена к концу лета 2016 года, мною было предложено начать подготовку к старту с 1 сентября с тем, чтобы официально стартовать в середине ноября 2016 года, поскольку получение разрешений на пересечение границ занимает много времени. Однако, в сентябре 2016 года от Сергея Пермитина, возглавляющего Центр развития РГО в Новой Зеландии и Полинезии, поступило предложение сделать проект более масштабным при помощи его партнера – Банка «В***й». Дата старта была перенесена на 15 февраля 2017 года. В период с 1 октября по 20 ноября совместно с отделом маркетинга Банка была разработана концепция, уточнен маршрут по их пожеланиям, добавлены специальные мероприятия.

В октябре 2016 года по предложению РГО было предложено подключить к работе Н.Н.Миклухо-Маклая – дальнего непрямого родственника, но при этом полного тезки знаменитого путешественника. Это было прямым маркетинговым ходом для привлечения внимания партнеров. Николай Миклухо-Маклай был принят в состав Экспедиционного Штаба согласно его письменной просьбе к Сергею Пермитину. Н.Миклухо-Маклай активно включился в работу штаба, особенно в дело составления презентаций для спонсоров и партнеров.

В ходе визитов в Москву Н.М. он был познакомлен с партнерами проекта в качестве его нового почетного участника. Одновременно самим Н.М. было предложено реанимировать его некоммерческий фонд, придав ему новое название. Организаторы экспедиции должны были войти в этот штаб юридически, однако, несмотря на неоднократные напоминания об этом, это не было сделано. Как показали дальнейшие события - сознательно. Деятельность штаба была основана на Принципе Коллегиальности, что также было впоследствии нарушено в одностороннем порядке.

К сожалению, некоторыми недальновидными членами Штаба было предложено новому члену вести переговоры с партнерами прежде всего от своего имени, что было стратегической ошибкой. Я согласился «постоять в сторонке», потому что меня убедили в крайней целесообразности «чисто формального, только для пользы дела» выдвижения фигуры Маклая на первый план. На деле оказалось, что калитку огорода открыли, и не только запустили в него кое-кого, но и подвели к самым сочным качанам капусты.

Фонд был предложен к «реанимации» с одной целью – получение поддержки РГО для организации мероприятий в соответствии с программой Банка «В***й» - основного финансового спонсора (фактически заказчика) автопробега. Однако РГО не поддерживает проекты без научной составляющей, поэтому её надо было срочно придумать, чтобы получить поддержку РГО хоть в каком-то виде. Несмотря на то, что основная программа этнографических исследований на побережье Папуа-Новой Гвинеи завершена австралийскими учеными еще в 1990-х годах, а так называемое «наследие Маклая» в бухте Астролябии уже практически не прослеживается, Н.Миклухо-Маклаем было предложено привлечь научных сотрудников из Кунсткамеры, Института Этнографии и МГУ. Экспедиционный штаб не возражал против этого, тем более, что речь шла просто об их прилете в ПНГ, а не физическом участии в долгом автопутешествии, совершенно для них бесполезном. Опять же, это делалось по «заказу» Банка для получения поддержки РГО. При этом РГО предоставляло информационную поддержку (в частности, на своем сайте); эта экспедиция не была экспедицией РГО. Также никто не оспаривал важность мемориальных мероприятий, посвященных именно Н.Н.Миклухо-Маклаю «старшему», настоящему. При условии, что они не будут довлеть над основной идеей Экспедиции как уникального масштабного автомобильного путешествия, пропагандирующего автотуризм, а не только «этнографию». Своеобразный русский вариант Top Gear в режиме длительного путешествия.

Был утвержден бюджет Экспедиции и сроки выделения средств. Однако в ноябре 2016 года у Банка «В***й» начались проблемы, о которых мы не были предупреждены заранее, посему сумма финансирования была сокращена до неприемлемо низкой суммы. Тем не менее, Штаб продолжал работу по подготовке экспедиции, прорабатывая альтернативные линии финансирования.

По предложению РГО был предложен автомобильный партнер «Тойота», как организация, заинтересованная в участии в проектах, связанных с РГО. При этом Штаб проводил переговоры и с другими автопроизводителями, собираясь в январе объявить официального автомобильного партнера Экспедиции по результатам тендера.

В Новогодние каникулы все члены Штаба, за исключением Н.Миклухо-Маклая, находились в путешествиях за рубежом, как поступают все нормальные люди. Тем более ненормальным показалось то, что сразу по возвращению мы увидели объявление, сделанное Н.Миклухо-Маклаем о том, что старт Экспедиции состоится 23 мая, а автомобильным партнером является «Тойота», при том, что переговоры с другими автопроизводителями, еще продолжались, а дата старта с нами не обсуждалась вообще.

Это грубо нарушило принцип Коллегиальности и даже «коммерческой тайны», о чем всеми было заявлено Н.Миклухо-Маклаю. Было предложено еще раз подтвердить письменно этот Принцип и сферу деятельности каждого члена Штаба. Было предложено Н.Миклухо-Маклаю сосредоточиться на его любимой «научной составляющей», в то время как другие члены Штаба занимались бы именно Автомобильной Экспедиции во взаимодействии с рекламодателями и автомобильными партнерами, в том ключе, как Экспедиция была задумана изначально.

Видя назревающий открытый конфликт, и стараясь по возможности сгладить до конца противоречия, лично я предложил своеобразный симбиоз, когда две команды работают в рамках одного большого проекта, гармонично дополняя друг друга, расширяя аудиторию, привлекая тем самым больший интерес к Проекту как со стороны зрителей, так и со стороны рекламодателей. Однако даже здесь возникли разногласия – Н.Миклухо-Маклай рассчитывал на неких меценатов, которые давали бы деньги просто так, в то время как «основной состав» планировал отрабатывать деньги рекламодателей, продвигая бренды. Но это уже не имело значения, поскольку Н.Миклухо-Маклай уже сделал для себя выбор.

Точка была поставлена 27 января, когда Н.Миклухо-Маклай заявил в одностороннем порядке о выходе из состава Экспедиционного Штаба, поскольку финансовый партнер Сергея Пермитина в лице «его» Банка не предоставил средств, а так называемый «Фонд Маклая» имеет некие обязательства перед учеными, которых он обещал отправить в Папуа-Новую Гвинею. Возражения по поводу того, что кроме него лично никто никаких обещаний не давал, и более того – давать глобальные обещания без получения средств на экспедицию от финансовых партнеров, мягко говоря, не очень правильно, не были приняты. Дальний родственник Маклая заявил, что он «продолжит делать экспедицию».

Вот так. Вы пригласили ненадолго дорогого гостя попить чаю, а в конце он говорит, что плюшками он не наелся, потому забирает всё из холодильника, да еще в придачу хрусталь из серванта и ложки серебряные. Говорит «всем спасибо» и уходит.

Как это назвать? Назовем так – невежливость. Но есть и другое определение. За невежливость могут пожурить. За «другое» - кое-что другое.

РГО организация солидная, поэтому скандалы среди своих членов ему не нужны, тем более публичные. А они неизбежны, потому как Некто продолжает вводить людей в заблуждение, относительно того, кто является организатором экспедиции и «владельцем» всего проекта в целом. Весь проект является «произведением коллективного творчества», и вряд ли «коллектив» спокойно будет реагировать на откровенное вранье. Особенно когда враньем пытаются еще денег собрать на псевдонаучную и почему-то еще и автомобильную экспедицию. Не исключено, что скоро мы узнаем, что не только РГО, но и Национальное Географическое Общество США является «собственностью» Маклая.

Прошу обратить пристальное внимание, что с 10 февраля 2017 года Миклухо-Маклай лишился поддержки РГО и компании «Тойота». С одной стороны, очень жаль – ведь нам предоставили поддержку ВСЕМ ВМЕСТЕ, а не одному «правнучатому племяннику». Это была общая, коллективная заслуга, так как идея автомобильного путешествия в Папуа-Новую Гвинею оказалась оригинальной и интересной. С другой стороны – переживем и пойдем дальше. Вернее, поедем.

Я вот думаю… может мне пойти в паспортный стол и сменить фамилию, скажем, на Магеллана? Вот тогда деньги меценатов просто польются рекой! Как «золотой дождь» на голову Маклая.

PS. У «героя дня» своя версия событий, которую он начал излагать еще до выхода из Штаба. Она заключалась в том, что некие ушлые коммерсанты захотели превратить Его Экспедицию в сугубо коммерческий проект, всё опошлить и опозорить память его «великого предка». Откуда они взялись, кто такие – вообще непонятно, ну и т.д. и т.п. Одним словом, Факты и Хронологию я привел. Знаете, есть такая французская «историческая школа анналов» - течение, которое ставит во главу угла бесстрастное изложение исторических фактов без пространных комментариев и оценок. У нас в России одна школа превалирует – «школа анала». Для того, чтобы поумнеть, надо через неё пройти. К сожалению.

КСТАТИ, наш "герой дня" в последнее время засуетился вокруг названия экспедиции. Осознав, что дело пахнет плагиатом на 100%, он сначала изменил название проекта, поменяв букву в названии "От МиклухИ" на "От МиклухО", но поскольку это смотрелось совсем нелепо, он решил сменить название на "МИКЛУХО-МАКЛАЙ XXI век". При этом он голословно объявил (попросту соврал в очередной раз), что название "От Миклухи до Маклая" якобы принадлежит его Фонду. Что поделать? Приходится как ужу изворачиваться. Тяжела жизнь Миклухо-Маклая XXI века!


Николай Баландинский, 17 февраля 2017 года.

 

Ссылки по теме:

Экспедиция "ОТ МИКЛУХИ до МАКЛАЯ"

ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ: маршрут "ТИХООКЕАНСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА".

Миклухо-Маклай и папуасы

"ОСТРОВА КУЧЕРЯВЫХ" (Папуа - Новая Гвинея)

"ЛЮДИ-ДИКАРИ" (Ещё один рассказ о Папуа-Новой Гвинее)

"Последний рай" - о Папуа-Новой Гвинее (Милослав Стингл)