ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA

Главная страница Информация по странам.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ по ЙЕМЕНУ - "КАРАВАННОЕ ЦАРСТВО".
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ, СОБРАННОЙ ВОЕДИНО.

СОСТАВИТЕЛЬ - ВЛАДИМИР АСМАКОВ

 


ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО

Йемен никогда не был миролюбивым местом. Местные мужчины не могут выйти на улицу без традиционного предмета туалета - кривого кинжала джамбия. В последнее время к нему добавился еще один предмет – автомат Калашникова. Они являются и модными аксессуарами и эффективным оружием. Союз, установленный в 1990 между Исламским Севером и светским Югом пока держится.

На Западе Йемен считается не безопасным местом для посещения и поэтому не «раскручен». Государственные учреждения западных государств не рекомендуют совершать поездки в Йемен. Здесь очень не любят американцев и их союзников. Да, в Йемене иногда случаются похищения иностранцев, но не для получения за них выкупа, а для решения проблем с собственным правительством. Чтобы этого не случилось, практически везде, конечно кроме столицы, туристов сопровождают вооруженные солдаты или полицейские. Поскольку они очень дружелюбны и никак не ограничивают свободу Вашего передвижения, это совсем не обременительно.

Йемен это очаровательное место. Зеленый и гористый в одних местах и горячий и пустынный в других, Йемен богат средневековыми памятниками, такими как старый город Саны, глиняные небоскребы Шибама, неприступная крепость Шихара. В этой маленькой стране очень разнообразный ландшафт. Климат меняется от высокогорного на севере до пустынного на юге. В стране много исторических мест, три из них занесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. На русском языке путеводителя по Йемену не существует. Найти информацию по стране не легко.

Чтобы как-то помочь тем, кто соберется посетить эту замечательную страну, я систематизировал материалы, собранные при подготовке к поездке. Надеюсь, мой труд даром не пропадет.

Перед тем, как излагать сухие факты, небольшой анекдот:

На свете не так много мест, которые заставили улыбаться Бога. Йемен одно из них. Однажды бог решил полюбоваться своими созданиями на земле. Он посмотрел на Лондон и нахмурился: город очень сильно изменился. Потом Бог отправился в Египет и там совсем расстроился. От его создания ничего не осталось. Наконец Бог добрался до Йемена и тут заулыбался. С тех пор как он создал эту землю здесь ничего не изменилось.

Когда ехать?

Время посещения Йемена зависит от того, куда Вы собиретесь ехать. Наилучшее время для поездки в Йемен апрель – май и сентябрь – октябрь. В июле ни в коем случае нельзя ехать в Тихаму, Аден и Хадрамаут. В это время там стоит жуткая жара. В декабре лучше не ездить в горную часть Йемена, по ночам может быть очень холодно. С октября по февраль можно посещать практически все часть страны. В это время не так жарко и достаточно сухо. В марте апреле и августе температура также комфортная, но в некоторых частях страны может быть влажно.

Общие сведения о стране

Йемен - древняя арабская страна в юго-западной части Аравийского полуострова. Йемен граничит на севере с Саудовской Аравией и на востоке с Оманом. С запада Йемен омывается Красным морем, с юга – Аравийским морем Индийского океана. Особое значение Йемена в истории Ближнего Востока связано с тем, что через эту страну всегда проходили важные торговые пути. Йемен контролирует выход из Красного моря и Баб-эль-Мандебский пролив, который разделяет Аравийский полуостров и Африку.

Внутренние высокогорные районы Йемена долгое время были изолированы от остального мира. Благодаря этому здесь возникли уникальные формы земледелия, архитектуры и образа жизни йеменцев. Вплоть до двадцатого века мало кому из иностранцев доводилось здесь побывать. До 60-х годов ХХ века для того, чтобы попасть в северный Йемен, нужно было получить разрешение от самого имама. Официальное название страны Йеменская Республика (аль-Джумхури?я аль-Ямани?я).

Название страны может быть переведено с арабского языка как «правая сторона» или «счастье», «благоденствие». Йемен занимает б льшую часть территории, которую древние римляне называли «Арабиа Феликс» («Счастливая Аравия»). Главой государства является президент Али Абдулла Салех, который правит на севере страны с июля 1978 года и с мая 1990 года – объединенным Йеменом. В Йемене проживает свыше 20 миллионов человек в основном арабы, а также индийцы и африканцы. Официальный язык страны - арабский (существует несколько сильно отличающихся диалектов).

Основной религией Йемена является ислам, 53% сунниты и 46% шииты. Долгое время Йемен делился на три области (михлаф) - Сана, ал-Джанад и Хадрамаут.

Современный объединенный Йемен включает провинции (губернаторства): Сана, Аден, Таизз, Хадрамаут, Ходейда, Мариб, Абьян, Ибб, Эль-Бейда, Хадджа, Саада, Дамар, Лахдж, Эль-Махвит, Махра, Шабва, Эль-Джауф, Эд-Дали, Амран, а также город Сана. Йеменцы считаются одними из самых искусных строителей в мире. Особенно впечатляют многоэтажные каменные дома-башни, построенные на склонах гор. Их конструкции весьма разнообразны.

Самые простые постройки - одноэтажные дома, часто стоящие рядом с многоэтажными сооружениями, образующими вместе с ними укрепленный жилой комплекс. В каждом доме есть складские и жилые помещения, что позволяет экономить ценное пространство пахотной земли. Снаружи дома украшаются лепниной или сложной каменной кладкой.

Основные географические области Йемена - это горы на севере и в центре страны, равнина на побережье Красного моря (Тихама) и пустыня на востоке. В сознании наших соотечественников Йемен ассоциируется с плоской пустыней на юге Аравийского полуострова. На самом деле это не так. Рельеф Йемена разнообразен. Страна занимает восточную, самую высокую часть Западно-Аравийского нагорья. Кроме того, Йемен - наиболее влажное место на Аравийском полуострове - дважды в год муссоны приносят на склоны местных гор значительное количество осадков. Влажный сезон длится с марта по май и с июля по август. Дождливым его назвать сложно, поскольку большая часть осадков выпадает в виде мороси или оседает в виде густого тумана. Климат в горах зависит от их высоты над уровнем моря. Несмотря на то, что они примыкают к самым бесплодным пустыням мира, здесь может быть очень холодно и дождливо. Скалистые серые горы, которые на первый взгляд кажутся лишенными солнечного тепла и совершенно необитаемыми, неожиданно превращаются в полные жизни зеленые пастбища.

Пустынные районы вообще не получают дождя иногда по нескольку лет кряду. Летом на всей территории страны нередки песчаные и пыльные бури. На западе страны, вдоль Красного моря, располагается плоская песчаная равнина шириной 30 - 40 км., получившая название Тихама. Это жаркий и засушливый район с редкой растительностью. Летние температуры здесь достигают 45?С. На востоке Тихама упирается в холмистое плоскогорье высотой 2000–3000 м. Плоскогорье изрезано сухими вади. Так в южной Аравии называют широкие сухие долины, созданы дождевыми потоками во время ливней или древними водотоками, когда климат здесь был более влажным. В 800 километрах к востоку от Саны находится самая известная вади Йемена – Вади Хадрамаут, длина которой 150 километров.

Для плоскогорий в центре страны характерны теплое лето (до 33?С) и прохладная сухая зима. Восточный склон Западно-Аравийского нагорья, обращенный к пустыне Руб-эль-Хали, более пологий, чем склон, обращенный к низменности Тихама, но более крутой, чем северный склон, обращенный к Неджду. Климат здесь также очень засушливый.

Экономика

Йемен - аграрная страна. Здесь находятся самые плодородные земли Аравийского полуострова. Около четверти общей площади страны пригодно для ведения сельского хозяйства. Основные отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство.

В горах Йемена развито террасное земледелие, где выращиваются зерновые и кофе. В отличие от основных цивилизаций Среднего Востока, таких как Египет и Месопотамия, в Йемене нет крупных водоемов. Это наложило отпечаток на методы возделывания земли и орошения. Влага, приносимая муссонами, собирается и сохраняется в каскадах рукотворных террас, так называемых «висячих садах» на крутых склонах холмов. Вода постепенно перетекает с поля в поле, равномерно распределяясь по террасам.

В современном Йемене большая часть террасных полей поддерживается небольшими семьями, члены которых распахивают, засеивают, удобряют землю и собирают урожай. Для строительства террасного поля размером приблизительно в 1 га с использованием обычных инструментов двум мужчинам нужно около месяца. Для более длительного удержания воды некоторые поля создаются на основе глинистой прослойки, не пропускающей жидкости. Пахотные работы на террасах традиционно проводятся с помощью одного осла и рыхлительного культиватора, в то время как на равнинах и в руслах долин, где распахивать землю намного труднее, в качестве тягловой силы используют быков. Сегодня животных постепенно заменяют тракторы. Важнейшей культурой Тихамы является хлопчатник. Здесь также выращиваются кунжут и финики.

В пустынных и полупустынных районах на юге и юго-востоке страны распространено оазисное земледелие. Здесь выращивают зерновые (просо, сорго, пшеницу, ячмень), технические культуры (кунжут, хлопчатник, кофе, табак), овощи, тропические фрукты, кокосовые и финиковые пальмы. Животноводство распространено в западных предгорьях, где разводят овец, коз, крупный рогатый скот, главным образом зебу, верблюдов и ослов. На юге и юго-востоке - кочевое скотоводство. На южном побережье развиты рыболовство, морской промысел и добыча жемчуга.

В горных районах жители занимаются пчеловодством. В Йемене есть собственное производство электроэнергии. Добывается нефть, поваренная соль, железная руда, поделочные камни. Развито кустарно-ремесленное производство домашней утвари, тканей, кожевенно-обувных, гончарных и ювелирных изделий, холодного оружия. Главная сельскохозяйственная экспортная культура – кофе. Именно Йемен подарил всему миру кофе. Экспортируется также нефть и нефтепродукты, рыба и морепродукты. Большое значение для экономики Йемена имеет кат, лист кустарника из семейства бересклетовых - Catha edulis, который жуется большинством населения страны. Кат имеет такое влияние на жизнь Йемена, что о нем будем говорить отдельно.

Население

Основное население страны — йеменские арабы, исповедующие ислам, на северо-востоке обитают мехри, на острове Сокотра — сокоторийцы. Неарабское население составляют главным образом выходцы из Индии, Пакистана и Сомали. Йеменцы смуглы, худощавы и не велики ростом. Кодекс чести йеменца - храбрость, выносливость и щедрость. В недалеком будущем Йемен станет одной из самых больших по населению арабских стран. Подсчитано, что каждые пять минут в Йемене рождается шесть младенцев. По данным ООН, в Йемене один из самых высоких уровней рождаемости в мире, который составляет 6,8 детей на одну женщину. В настоящее время дети до 15 лет составляют 46 % от общего населения Йемена. Если уровень рождаемости сохранится на нынешнем уровне, то к 2025 году население в Йемене составлять 39,6 млн. человек.

Одежда мужчин

Йеменские мужчины славятся стилем одежды. Подобно шотландцам, они носят юбки, которые называют фута. Для ее пошива используют ткани насыщенных цветов - это синий, красный и зеленый, а украшениями могут служить кисти и бахрома. Фута напоминает индонезийский саронг. Йеменцы носят яркие рубашки, а некоторые ходят по пояс голые. Головы обязательно повязывают пестрыми платками, окантованными кисточками - иначе не спастись от песчаных бурь. На ноги, йеменцы надевают кожаные сандалии ба джхайш, которые своим шуршаньем отпугивают разную нечисть типа змей или скорпионов.

Джамбия

На севере Йемена редко на улице встретишь мужчину без огромного кривого кинжала за широким поясом. Это непременный аксессуар мужской одежды - кинжал джамбия (Jambia). Носится он на поясе, немного сбоку и поэтому получил своё название от арабского слова jamb - бок, сторона. Джамбию не вешают на пояс, а засовывают за специальный ремень из дубленой кожи или очень плотной ткани.

Джамбия не меняет свой вид вот уже несколько тысячелетий. С древнейших времён кинжалы с широким обоюдоострым изогнутым лезвием были широко распространены у народов Ближнего и Среднего Востока. Но до нашего времени джамбия сохранилась только в Йемене. Это даже породило легенду, что джамбия это чисто йеменское национальное оружие. Джамбия воспета в песнях и стихах. Считается, что во время конфликтов джамбия не должна покидать ножен, а уж если вытащил из ножен, то только окропленную кровью должен вложить обратно!

Ещё, джамбия незаменимый атрибут в танцах мужчин северного Йемена.

Джамбию нельзя назвать настоящим оружием, ведь ее используют преимущественно для бытовых нужд - чтобы разделать тушу ягненка или нарезать веток для костра. Кинжал может пригодиться и для защиты чести семьи, хотя в этих целях гораздо эффективнее автомат или пистолет - ими должен быть оснащен каждый настоящий йеменский мужчина. Лезвие джамбии выковывают из подручных материалов - будь то старая ненужная пила или другое изделие из металла. Но основным показателем качества джамбии служит его рукоятка. Рукоятки джамбии делают из различных материалов, но самые престижные имеют рукоятки из рога африканского носорога.

Чаще всего джамбии передаются по наследству как символ племени или социального статуса. Получить джамбию по наследству считается очень престижным. Официально, в госучреждениях во время рабочего дня запрещено носить джамбии, они сдаются охране. Но влиятельные люди никогда с ней не расстаются. За джамбию закладывают пачки денег, на джамбию вешают кулечек с катом - деньги и кат это самое святое для мужчины в Йемене.

КАТ

Что такое кат?

В Йемене с катом сталкиваешься на каждый день. Жевание ката является истинно йеменской традицией. Для йеменцев жевание ката это не пагубная привычка или простое времяпрепровождение. Это стиль жизни. После обеда все мужское население Йемена жует кат. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год. Прежде чем рассказывать о священном для каждого йеменца Кате (с большой буквы не случайно), сведения из энциклопедии:

Кат (Catha edulis) — кустарник семейства Бересклетовые.

Распространение

Кат распространён на Аравийском полуострове, в Эфиопии, в Восточной и Южной Африке. В незначительных масштабах он также культивируется в Индии и на Шри-Ланке.

История

Происхождение ката спорно. Одни полагают, что он происходит из Эфиопии, откуда затем распространился на плоскогорья Восточной Африки и Йемена. Другие полагают, что кат происходит из Йемена, откуда был распространён арабами на соседние страны.

Химия и фармакология

Растение содержит вещества стимулирующее-наркотического действия, в связи с чем получило довольно широкую известность. При сушке растения наиболее активное вещество, катинон, испаряется за двое суток, оставляя более мягко действующий компонент, катин. Поэтому для сохранения высокой активности сырья собранный урожай листьев и стеблей ката транспортируют в пластиковых мешках, или запакованным в листья банана.

Действие на организм

Препараты из ката вызывают умеренную эйфорию и возбуждение. Под его влиянием люди становятся очень разговорчивыми, кажутся неадекватными и эмоционально неустойчивыми. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность. Кат сильно подавляет аппетит и его использование также может привести к запору.

Традиция жевать кат появилась в Йемене более 600 лет назад.

Легенда гласит: В древности один пастух обратил внимание на то, что его стадо, отведав листья кустарника, растущего в горах, становится более спокойным. Скот, к тому же, стал более выносливым, а молоко более питательным. Тогда пастух решил пожевать эти листья сам. Это занятие ему настолько понравилось, что он поделился секретом с другими, кто также пристрастился к жеванию листьев.

Кат выращивают на хорошо орошаемых почвах горных плантаций на высоте от 1,600 до 2,700 м. При сборе листьев предпочтение отдается молодым небольшим листикам. Из-за разного типа почвы и техники полива в каждом регионе растет свой вид кустарников. Например, голубой горный кат, собранный в районе города Шихара, обладает таким сильным действием, что жующий его человек может не спать до трех дней.

В древние времена мусульмане жевали кат вместо употребления алкоголя. Также кат использовался для поддержания бодрости во время ночных молитв. В 13-ом столетии врачи давали кат солдатам в качестве стимулирующего средства.

Со временем, кат стал настолько популярен, что во многих местах плантации ката вытесняют кофе. Обе культуры выращивают в одних и тех же климатических условиях, но в отличии от кофе урожай ката собирают круглый год. Продается же кат дороже кофе. Единственный недостаток - кату требуется много воды. Поскольку основной стимулятор быстро испаряется из листьев, урожай ката собирают рано утром, чтобы доставить его на рынок к обеду, когда большинство йеменцев заканчивают работу. Места продажи ката на рынках самые многолюдные, особенно в полдень. Толпы йеменцев выбирают товар и торгуются. В среднем, на кат тратится до трети дневного дохода йеменца.

Жующий кат чувствует прилив энергии и эйфорию. Те, кто жует кат, говорят о ясности мыслей и повышенной концентрации, возникающих в процессе жевания ката. Среди жующих кат распространено убеждение, что кат повышает мужскую потенцию, о чем мне рассказывал йеменец - отец пятерых детей, сопровождавший свой рассказ весьма красноречивыми жестами. Медики же полагают, что длительное употребление ката приводит к импотенции. Народная медицина приписывает кату способность лечения малярии и кашля; часть докторов утверждают, что кат содержит "антикислотные элементы", которые помогают при сахарном диабете. В 1973 году, Всемирная организация здравоохранения перечислила кат к наркотикам, вызывающим зависимость. В то время как медицинское сообщество признает потенциальное развитие психологической зависимости от ката, его не считают наркотиком.

Как и когда жуют кат

В употребление идут только молодые листья растения и их не глотают. 100 или 200 грамм листьев тщательно пережевывают, обращая в пасту (мульчу), три или четыре часа. Пережеванная мульча забивается за щеку и прессуется в шарик. При этом щека раздувается до огромных размеров.

Фактически, правильный перевод глагола, используемого в Йемене для обозначения этого процесса означает "хранить", а не жевать. Возбуждение от ката может возникнуть через 15 минут после начала жевания, пик же возбуждения достигается на третьем часу жевания. Эффект от жевания может оставаться до суток.

Жующие кат расслабляются и становятся интеллектуально сосредоточенными. Один йеменец рассказывает, что когда ломается его компьютер он может сделать две вещи – вызвать ремонтника или пожевать кат. Через некоторое время жевания ката он готов самостоятельно отремонтировать компьютер без обучения. В Йемене существует несколько церемоний жевания ката. Самую продвинутую можно сравнить с чайной церемонией. Для проведения церемоний жевания ката практически в каждом йеменском доме отводится наиболее удобная комната, которая носит название "mafraj". Между 2-мя и 3-мя часами дня, когда в Йемене заканчивается рабочий день, мужчины собираются группами 10-50 человек в доме одного из знакомых, чтобы жевать кат. К кату не подается никакая еда, только вода, чтобы сок листьев быстрее попадал внутрь и давал эффект. В процессе церемонии ведутся неспешные беседы.

Другую церемонию жевания ката можно назвать «созерцательной». Сотни йеменцев во второй половине дня устремляются в места, откуда открывается замечательный вид на окрестности. Здесь они жуют кат, одновременно наслаждаясь открывающейся панорамой. Есть и другое, обыденное жевание ката. Этим занимаются все йеменцы, кто продолжает работать во второй половине дня. Жуют кат торговцы на рынке, жевали кат солдаты, охранявшие нас во время поездки, даже наши водители жевали кат, управляя автомобилем.

Жевание ката важная часть Йеменской жизни: считается, что время, потраченное на жевание ката, является производительным, когда совершаются коммерческие сделки, упрощается общение. Женщины и мужчины жуют кат отдельно. Женские церемонии сопровождаются танцами и музыкой и проходят более оживленно, нежели мужские.

Влияние ката на экологию

Выращивание ката не требует больших усилий. Урожай ката собирают длительное время и, в отличие от кофе, кат собирают в небольших количествах на протяжении всего года, Кат нельзя долго хранить, так как он теряет свои наркотические свойства в течение 48 часов после сбора. Кат не требует удобрения и растет в междурядье, с бобами, персиками, папайей, рампой, цитрусовыми или банановыми зерновыми культурами.

Выращивание ката требует много воды, что способствует развитию ирригационных систем в районах выращивания ката. Производители ката финансируют разведку грунтовых вод. Выращивание ката способствует развитию дорожной сети в стране, так как он не может долго храниться и должен оперативно доставляться на рынки. С другой стороны кат вызывает эрозию почвы, нанося вред экологии Йемена. Кроме того, кат истощает почву.

Влияние ката на экономику

Раньше самым распространенным продуктом в Йемене был кофе. Торговля йеменским кофе достигла наибольшего расцвета в XVII - XVIII веках. В дальнейшем Йемен не выдержал конкуренции с производителями кофе в Индонезии, Южной Америке, и Восточной Африке. Сегодня кат вытесняет кофе. В настоящее время в Йемене от половины до двух третей пахотных земель задействованы под выращивание ката. В значительной степени это связано с тем, что на кате фермеры зарабатывают в пять раз больше, чем на остальных культурах, включая кофе.

Замена кофе и других зерновых культур на кат вредна для экономики, потому что это сокращает иностранные инвестиции. Сейчас кат производится для внутреннего потребления и для быстро растущего ранка ката в Великобритании. Употребление ката запрещено в США, Голландии и большой части Европы. Несмотря на региональную направленность торговли катом, в стране развилась обширная и эффективная система производства и распределения.

Считается, что кат вредит экономике, поощряя лень: рабочие уходят на обед и после жевания ката на работу не возвращаются. Подсчитано, что ежегодно из-за этого теряется более чем 4 миллиарда часов рабочего времени. В 60-х годах ХХ века марксистское правительство Южного Йемена пыталось покончить с катом, введя на него большой налог. К удивлению чиновников люди заплатили налог и продолжали жевать. В результате сбор налога на кат занял первое место среди налогов на сельскохозяйственную продукцию и второе место среди всех акцизных сборов. На кат почти каждая йеменская семья тратит до трети своего дохода. Ежедневно на кат в Йемене тратится 2 миллиона долларов. Другая проблема, связанная с катом – мафиозный контроль производства и реализации. Катовая мафия Йемена настолько же могущественна итальянская мафия или кокаиновые бароны в Колумбии.

НЕМНОГО об ИСТОРИИ

Древняя и средневековая история

Южная Аравия является одним из очагов возникновения человечества на Земле. Расселение наших предков из Восточной Африки осуществлялось через Аравию, которая в те далекие времена была цветущим краем. В XVIII-XVII тысячелетии до нашей эры климат на Юге Аравии резко изменился. Люди покинули Аравию.

С VIII тысячелетия до н.э. климат Аравии опять стал пригодным для проживания людей. С этого времени начинается вторичное ее заселение. Особенности природных условий Южной Аравии - большая изрезанность рельефа, контрасты климатических зон, сравнительно узкие долины-вади, пригодные для земледелия, способствовали созданию изолированных очагов культуры. Во времена царя Соломона Южная Аравия являла собой лоскутное одеяло, состоящее из многих мелких царств. Самым северным было царство Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалось царство Саба с центром в Марибе. Южнее нее — Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее — Хадрамаут со столицей Шабва. Эти царства поочередно занимали главенствующее положение в регионе, покоряя одно другое.

Источником процветания государств Древнего Йемена - "Счастливой Аравии" стало разведение благовонных деревьев. Производство благовоний было сосредоточено в прилегающих к Индийскому океану районах Хадрамаута (и частично - Катабана), а внешняя караванная торговля с VI века до н. э. оказалась в руках Майна (Омана). Отсюда начиналась главная часть караванного "Пути благовоний". Царство Саба процветало за счет развитого земледелия, обеспеченного развитой ирригационной системой. В столице царства городе Мареб была построена плотина огромного водохранилища, снабжавшего водой ирригационную систему. По легенде царицей Сабы была Балкис, более известная как библейская Царица Савская.

В 1 в. н.э. Саба вошла в состав Химъяритского царства, последнего из великих доисламских государств, распространившего свои владения на восток, включая Хадрамаут. Химьяр просуществовал до н.э. до 500 года н.э. В 4 веке Йемен захватило Аксумское царство, располагавшееся на территории современной Эфиопии. В это время на территории Йемена появились христиане. При эфиопском наместнике Абрахе в Сане была построена большая церковь. В 525 году Аксумские правители были разбиты персами, и уже через полвека была разрушена Марибская плотина. В 628 последний персидский губернатор Йемена принял ислам. В дальнейшем вплоть до XVI века страна управлялась арабскими правителями династий Аббасидов, Фатимидов, Айюбидов.

Раскол между суннитской и шиитской ветвями ислама очень рано проявился в Йемене. В горных районах севера, в Иббе, господствующие позиции заняли зейдиты, последователи умеренного направления в шиизме, а на юге, в Тихаме, а также в Хадрамауте господствовали сунниты. Среди этих правителей жители Йемена особо почитают королеву Арву, которую называют Балкис-младшей. В годы ее правления в стране была достигнута политическая стабильность.

Новая история

В XVI веке Йемен был захвачен турками, но уже в 1597 в стране началось восстание под руководством зейдитского имама аль-Касема, в результате которого турки были изгнаны из Йемена. В XVIII веке турки вновь захватили часть страны, включая Сану, и оставались номинальными правителями страны вплоть до 1918.

Разделение Йемена на две страны началось с 1839 года, когда Аден был захвачен англичанами. Этот порт, находившийся под юрисдикцией Британской Индии, превратился в важнейший торговый и перевалочный пункт с быстро растущим населением. Его значение особенно возросло после открытия Суэцкого канала. Великобритания заключила соглашения о протекторате с 24 мелкими княжествами, располагавшимися к северу и востоку от Адена. По соглашениям 1903-1905 гг. Йемен был разделен между Османской империей и Великобританией. Эта граница, искусственно разделившая страну на две части, сохранялась вплоть до 1990 г.

Новейшия история

Северный Йемен

В результате развала Османской империи на Аравийском полуострове образовалось несколько новых государств. Одним из них был Северный Йемен, получивший независимость в 1918 году. Однако на исторические территории Йемена претендовал и новый сосед Йемена - Саудовская Аравия. В 1934 имам Йемена Яхья подписал соглашения с Великобританией и Саудовской Аравией, однако границы государства не были четко определены. В 1948 имам Яхья был убит группой оппозиционеров.

Новым имамом стал его сын Ахмед. В 1956 Ахмед заключил военные союзы с Египтом, Сирией и Саудовской Аравией. В 1958 Йемен вошел в состав конфедерации с Объединенной Арабской Республикой (Египет и Сирия), которая была распущена в 1961. В 1962 году умирает имам Ахмед. В течение нескольких дней после вступления на престол его сына Мухаммеда аль-Бадра группа офицеров во главе с полковником Абдаллой ас-Салялем захватила власть в Сане и провозгласила Йемен республикой.

Большинство племен северо-востока, поддерживаемые Саудовской Аравией, сплотилось вокруг имама, тогда как западные и южные районы страны встали на сторону республиканцев, которые получили поддержку египетских войск. В течение нескольких лет в стране шла гражданская война, которая завершилась в апреле 1970 подписанием соглашения, по которому бывшие монархисты получили несколько мест в правительстве страны. Однако стабильность в стране не была достигнута. В армейской верхушке постоянно шла борьба за власть. Несколько руководителей страны были убиты. В 1978 году президентом страны стал подполковник Али Абдалла Салех, который уже 30 лет руководит страной, после 1990 года Салех стал президентом объединенного Йемена.

Южный Йемен

После Первой мировой войны Южный Йемен остался под протекторатом Великобритании. После Второй мировой войны отношение к англичанам в Адене заметно ухудшилось. Стремясь сохранить влияние в регионе, Великобритания заключила договор с шестью своими протекторатами об образовании Федерации арабских эмиратов Юга, переименованной в 1962 в Федерацию Южной Аравии. В следующем году к Федерации присоединилась колония Аден, и к 1965 в ее состав входило уже 17 племенных государств. Великобритания обещала предоставить новому государству независимость к 1968, при условии сохранения своей военной базы в Адене.

Однако в ноябре 1967 года власть в стране перешла в руки прокоммунистического Национального фронта освобождения оккупированного юга Йемена и была провозглашена Народная Республика Южного Йемена. В 1970 было принято новое название страны – Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ). В 1978 НДРЙ заключила с СССР договор о размещении советских вооруженных сил на территории страны. В 1986 году в Адене вспыхнули кровопролитные столкновения между представителями различных военных группировок, в результате которых погибло около 10 тыс. человек.

Объединение Йемена

Отношения между двумя йеменскими государствами оставались напряженными вплоть до 1989 года. В 1981 был подготовлен проект единой конституции. Однако из-за гражданской войны на юге, этот проект не был принят. Отношения между двумя государствами заметно улучшились после заключения в мае 1988 соглашения о совместной разработке нефтяных месторождений в пограничной зоне.

В мае 1988 оба государства создали вдоль границы демилитаризованную зону. В конце ноября 1989 было подписано соглашение об объединении в течение года на основе проекта конституции 1981. 22 мая 1990 было объявлено об объединении ЙАР и НДРЙ и о начале 30-месячного переходного периода для объединения всех политических институтов. Было обещано, что в конце переходного периода будет проведен референдум и выборы. Первым председателем переходного Президентского совета, состоявшего из 5 членов, стал Салех.

В мае 1991 была принята конституция объединенной страны. К 1993 году разногласия между лидерами севера и юга обострились. Вооруженные силы бывших НДРЙ и ЙАР были развернуты вдоль бывшей границы. В 1994 году противостояние переросло в вооруженный конфликт. 27 апреля в районе города Амрана произошло сражение между армиями ЙАР и НДРЙ. В дальнейшем вооруженные столкновения произошли в окрестностях Адена и в Дамаре, ракетами были обстреляны цели в Сане, Адене и некоторых других местах. После того как южане потерпели ряд поражений, военные действия сосредоточились в районе Адена, который был взят северянами в июле 1994 года. На этом гражданская война фактически закончилась.

САНА

Сана - столица Йемена

Местные жители произносят название с ударением на второй длинный слог (Сана’а). Название города происходит от южно-арабского термина, означающего "хорошо укрепленный".

Если верить йеменским легендам, Сана - одно из первых поселений на планете. По легенде город был основан Симом, сыном Ноя сразу после Великого потопа. Вначале Сим выбрал место западнее современной Саны. Однако когда он начал приготовления к строительству города, с небес опустились птицы, которые подхватили канаты и перенесли их восточнее. Сим понял, что это послание свыше и основал поселение на том месте, куда указали птицы. Еще одним легендарным основателем города считался Азал, сын Иоктана, из колена Симова которого все аравийские племена почитают в качестве своего прародителя.

Историки же полагают, что город возник приблизительно в I столетии нашей эры и вплоть до 1962 года размещался в пределах древних стен. Город находится на высоте 2,286 м над уровнем моря в самом узком месте горного плато, над которым возвышается гора Джебел Нукум.

В последние годы город бурно растет. Сейчас в Сане проживает около 2 млн. человек. Климат здесь умеренный в течение всего года. В Сане не бывает изнурительной жары, как на южном побережье, правда зимой здесь иногда бывают заморозки. Сана - очаровательный город с уникальной архитектурой. Благодаря усилиям ЮНЕСКО Сана сохранила свое историческое лицо. Старый город Саны считается наиболее крупной и хорошо сохранившейся мединой в арабском мире. Многим зданиям здесь по 400-500 лет, их фасады украшены сложными бордюрами и красивыми окнами в традиционном арабском стиле, а возвышающиеся над ними минареты выстроены по классическим исламским образцам.

В середине 70-х годов XX века ЮНЕСКО внесла Сану в список городов, находящихся под угрозой реконструкции, а в 1986 году включила ее в Список всемирного наследия в знак признания важности его мечетей и минаретов, школ, суков, самсаров (караван - сарай), дворцов, хаммамов (бани) и домов-башень.

История города

Достоверные сведения о ранней истории Саны отсутствуют, прежде всего, из-за скудости письменного материала, поэтому основным источником являются результаты археологических изысканий. Надписи на древнем сабейском языке находят в разных районах Йемена. Впервые они были расшифрованы в самом конце Х1Х века Эмилем Редигером. Образцы этих древнесемитических надписей на глине и камне демонстрируются ныне в Национальном музее Саны, расположенном в одном из бывших дворцов имама.

Первое упоминание о Сане относится к I веку, однако предположительно на этом месте находилось более раннее поселение. К этому времени некогда блестящее Сабейское Царство уже ослабло, и новая могущественная держава Химьяритов начала занимать лидирующее положение в регионе. Сана всегда была основным административным центром, если не столицей, для всех, кто успешно правил в Йемене, будь то сабейцы, химьяриты, абиссинцы, персы, зайдиты или турки. Здесь находили пристанище верующие всех основных религий. Первыми в этих местах обосновались христиане и иудеи. После пришествия ислама в VII веке христианство здесь надолго не задержалось, а иудейство сохранилось до середины XX века, пока местные евреи не выехали в Израиль. До этого времени евреи составляли до одной пятой части всего населения страны.

Христианский период

Южноаравийские племена одними из первых приняли христианство, и Сана славилась своим христианским храмом, одним из самых больших в свое время. Христианство в этих местах было официально признано приблизительно в 340 году н.э., когда Римский император Константин II отправил своего посланца с целью укрепить союз с химъяритами против персов. Во время правления химьяритского царя Дху Нувасе (490-525 годы), принявшего иудаизм, христиане подвергались гонениям. Византийский император, будучи не в силах помочь йеменским христианам, обратился с просьбой к королю Абиссинии (христианину) организовать карательную экспедицию в Йемен. Экспедиция началась в 525 г. н.э., после вероломной атаки правителя Йемена на христианский город Найран.

В это время Сана была уже довольно большим городом с христианским населением. Исторические и этно-культурные связи между Эфиопией и Йеменом были очень тесными. Это обусловлено не только близким географическим положением двух стран, но и чисто историческими обстоятельствами: Менелик, основатель первого эфиопского государства Аксум, считается сыном царя Соломона и царицы Билкис – «Царицы Савской», правившей в Сабейском царстве на территории Йемена. В 537 г н.э. абиссинский наместник Абраха, начинает строить в Сане огромный христианский собор Калис. Город стал местом паломничества, так как существовала легенда, что здесь молился Иисус. Абраху помогал Византийский император Юстиниан I, который предоставил для строительства необходимые материалы и мастеров.

Собор Калис, согласно летописи, был высотою около 80 метров и шириною 25 метров с потолком из тикового дерева, кафедрой из черного дерева и белой слоновой кости и ступенями из золота и серебра. Для его украшения использовались мрамор, мозаика, цветное стекло и алебастр. Сегодня от собора практически ничего не осталось. На его месте можно увидеть большую яму, а по расположению близлежащих домов и улиц можно судить о его размерах и плане строительства, которые описывают историки. Несколько оставшихся от собора колон можно увидеть внутри Большой мечети. Падение Аксумской империи произошло приблизительно в 575 году н.э., когда Йемен захватили персы, которые правили страной на протяжении следующего полувека.

В 628 г. персидский наместник Южной Аравии принял ислам и все постройки до мусульманского периода были разрушены, хотя епископству Саны удалось сохраниться, по крайней мере, до 19 века.

Средневековье

В Средневековье через Сану пролегали важные торговые пути, связывавшие Южную Аравию со средиземноморскими государствами. В VII-IX вв. в Сане, входившей тогда в состав Арабского халифата, располагалась резиденция наместников арабских халифов. В 803 г. город был разрушен войсками халифа Гаруна-ар-Рашида, когда Йемен вел войну за независимость от халифата Аббасидов. В середине IX века на юге Аравийского полуострова образовалось независимое государство Яфуридов, столицей которого была объявлена Сана. С XI по XV в. город принадлежал различным феодальным государствам Южной Аравии.

В XII веке в Сане укрепилась династия Айюбидов. В последующие века Сана неоднократно подвергалась разрушению от рук других агрессоров, в том числе – наращивающих свое влияние шиитских имамов династии Зейди, основанной в 897 году потомком пророка Мухаммеда – Яхья бин Хусейном. Зейдиты и возглавляемая ими секта одноименного названия считают, что мусульмане вправе подчиняться только «истинным имамам» - прямым потомкам Али, двоюродного брата и, одновременно, зятя пророка Мухаммеда.

Турецкое владычество

В 1546 г. Сана была захвачена турецкими войсками. Борьбу йеменских племен против турок возглавили зейдиты. В 1636 году турки вынуждены были оставить город. К власти в Йемене пришли зейдиты, избравшие главой своего государства имама, и в Сане была основана резиденция зейдитских имамов. В 1871 г. город был снова оккупирован турками. В это время город представлял собой крепость со сторожевыми башнями, 50 мечетями, караван-сараями, общественными купальнями, садами и виноградниками. Сана была центром оживлённой торговли, особенно кофе, здесь проживало около 30 тысяч жителей. Вода поступала в город с горы Нокум по водопроводу. Турки удержались здесь до 1911 г., пока территорию Саны не подчинил своему влиянию йеменский имам Яхья бин-Мухаммад (1904-1948).

Независимый Йемен

В 1918 г. Яхья провозгласил Сану столицей Йеменского королевства, включавшего в себя северную часть Йемена. После убийства имама в 1948 власть перешла к его сыну, Ахмад бин-Яхья, который перенёс столицу Йемена в Таизз, однако Сана оставалась главным городом и политическим центром страны. С 1911 по 1962 г. в Сане располагалась и резиденция имамов. После смерти Ахмада бин-Яхья в 1962 была провозглашена Арабская Республика Йемен. В 1990 Северный и Южный Йемен объединились и Сана стала столицей объединённого Йемена.

Современный город

Сана делится на три части: Старый город, Бир-эль-Азаб (Колодец сладкой воды) и Каа-эль-Яхуд (Еврейская долина), которую по традиции продолжают так называть, хотя проживавшее здесь еврейское население Йемена выехало в 1946 г. в Израиль.

Старый город

Старый город Саны считается наиболее крупной и хорошо сохранившейся мединой в арабском мире. Вся территория старого города (Bab al Yemen) огорожена крепостной стеной. Многим зданиям здесь по 400-500 лет, их фасады украшены сложными бордюрами и красивыми окнами в традиционном арабском стиле, а возвышающиеся над ними минареты выстроены по классическим исламским образцам.

Весь старый город разделен на кварталы. Раньше каждый квартал назывался по названию рынка, например, сук (рынок) аль Мильх (там продавали соль), сук аль бакар (скотный рынок) и т.д.... И сейчас вы найдете улицу, где длинные ряды дуканов продают джамбии на любой вкус, улицу, где джамбии изготовляют, улицы, где работают кузнецы или краснодеревщики, портные... Исторический центр города - цитадель Каср-эль-Сила была построена сразу после принятия ислама в VII столетии и до сих пор сохраняет свой первоначальный облик. Между домами видны участки внешнего оборонительного обвода цитадели, являвшегося внешней стеной Старого города. Наиболее колоритные участки старых стен сохранились на юге, вдоль улицы Зубейри, около тысячелетнего рынка Баб-эль-Йемен, на восточном холме Нугум и на севере - вдоль дороги от Баб-Шауб к площади Тахрир. В Старом городе Саны около 14 тысяч домов-башень имеют по шесть (иногда даже по девять) этажей. Археологи утверждают, что многие дома в Сане - точная копия домов древнего Вавилона.

Архитектурный облик Саны определяется неповторимым стилем украшения домов, который выработался в Йемене около 1000 лет назад и был перенесен неизменным в наши дни. Традиционным строительным материалом в Йемене является глина, как в виде саманных плит, так и обожженных кирпичей разных оттенков коричневого цвета. Дома в Старом городе обычно строились на прочном фундаменте из базальтовых блоков высотою в 1,5 метра, которые зарывалась в землю на глубину в полметра. Далее укладывался 6-10 метровый слой из туфа и известняка различных оттенков, облицованный с внешней стороны. Следующие три-шесть этажей воздвигались из обожженных глиняных кирпичей. На этом светло- и красновато-коричневом фоне выделяется причудливый орнамент оконных проемов и карнизов, выполняемый из белого гипса. С недавних пор цветное стекло заменило тончайшие алебастровые пластины, сквозь которые в помещения падал свет. Толстые глиняные стены, глубокая оконная ниша помогают создать благоприятный «микроклимат» в доме даже тогда, когда на улице стоит сорокапятиградусная жара.

Каждый дом имеет от 3 до 6 этажей, при этом чем выше этаж, тем он считается престижнее. Верхнее помещение – просторная гостиная – мафрадж – используется для приема дорогих гостей и для вечернего жевания ката. Ко многим домам изначально прилегают земельные участки. Не смотря на то, что по своему виду эти строения напоминали крепость, очень много внимания уделялось отделке внешних стен и окон. Часто использовались элементы доисламской культуры, такие как сабейские надписи, древние зигзагообразные символы воды или змей, узоры витиеватых ювелирных или вышитых изделий, которые очень часто принадлежали какому-либо роду или племени. На рассвете или в сумерках белоснежные гипсовые стены домов Саны создают гипнотический эффект.

Техника строительства домов частично определена традиционной социальной структурой Йемена. Она передавалась от поколения в поколение с тем, чтобы довести использование пространства и света до совершенства. В то время как в других арабских странах дома окружают уединенные внутренние дворики и окнами смотрят внутрь, в Йемене окна домов выходят на улицы. Может быть по этой причине одними из самых интересных элементов архитектуры Йемена являются окна. В основном окна состоят из двух частей: нижней части для обзора окрестностей и вентиляции и отделяемой перемычкой верхней части, которая представляет собой веерообразное окно с алебастровыми или стеклянными вставками, которые пропускают больше света.

Некоторые окна представляют собой простые закрываемые ставнями отверстия, в которые вставлен алебастр или цветное стекло. У других есть шубак, перфорированные выступы из стены коробчатой конструкции, через которые женщины могли выглядывать на улицу без страха быть увиденными. Подобные конструкции очень удобны для хранения глиняных кувшинов с питьевой водой и пищевых продуктов в прохладном месте. Здесь постоянно тень и прохладный воздух. У многих домов есть вентиляционные отверстия, которые также использовались в качестве бойниц.

Архитектурный стиль окон развивался на протяжении веков. Коллажи из полукругов и кругов, а также арочные формы были популярны в доисламский период. С приходом различных завоевателей в конструкции окон появились прямоугольные формы и цветное стекло. В вечернее время невозможно оторвать взгляд от окон, отбрасывающих разноцветные тени на улицы Старого города Саны. А внутри дома с рассвета до заката можно любоваться мягкими отражениями окон на белых стенах. Внутренние помещения домов организованы следующим образом. На первом этаже изначально находился загон для скота. Сейчас в городах на первом этаже размещается магазин или мастерская. На втором этаже традиционно храниться зерно. В некоторых домах сохранились мельничные жернова. Жилые комнаты обычно начинаются с третьего этажа, где обитатели дома собираются семьями, принимают гостей, едят и спят. На четвертом этаже находится одна большая комната называемая диван, которая используется для больших праздников или специальных событий, таких как свадьба, похороны или встреча родственников. Обычно это самая красивая комната в доме, которая, как правило, бывает закрыта и открывается только по большим праздникам. Если дом достаточно высок с верхних этажей, особенно из верхней комнаты мафрай, используемой в основном мужчинами для общения, жевания ката и курения трубки мадаа, открываются потрясающие виды.

Стены этих комнат традиционно отделаны декоративными гипсовыми рельефами. В некоторые из них встраиваются шкафы с полками. Кухня в доме обычно располагается в верхней части дома, в основном с северной стороны, для лучшего проветривания от дыма. Туалетная и ванная комнаты также обычно располагаются на верхних этажах дома, где установлена раковина и подставка для ног, на которую наступают, чтобы помыться из кувшина. Жидкие и твердые отходы разделяются. Жидкие выводятся через водонепроницаемый желобок за пределы дома, где и высыхают. Твердые отходы спускаются вниз по трубе в специальный коллектор, после чего сжигаются в качестве топлива для хаммамов, а пепел используется для удобрения почвы.

Рынок (Сук)

В сердце Старого города Саны раскинулся старинный рынок Сук, который существовал здесь еще до принятия ислама. Начинаясь у ворот Баб Эль-Йемен, торговые ряды доходят до Большой мечети. В отличие от многих других хорошо известных рынков на Ближнем Востоке сук находится под открытым небом. На его территории традиционно процветало около сорока различных видов ремесел. В самом центре рынка торговцы продают кофейные зерна и шелуху для приготовления напитка гышра, изюм, кукурузу и крупы. Прилавки со специями благоухают ароматами корицы, кумина, гвоздики, пажитника и ладана. Центральная часть рынка находилась в еврейском квартале, который потом был перенесен в район Бир-ал-Азаб. Поэтому в этой части рынка высота зданий не превышает двух этажей, что является отражением древней еврейской традиции. Она носила название Сук-ал-Мил (соляной рынок), которое сегодня относится уже ко всему рынку. Здесь делаются ювелирные изделия и самые красивые джамбии. Ювелиры Саны знамениты на всем Аравийском полуострове. Славятся йеменские изделия из серебра - серьги, браслеты, медальоны, ожерелья, кольца, черненые ножны для кинжалов, рукоятки клинков и многое другое.

У стен Большой мечети расположились шлифовальщики полудрагоценных камней - сердолика, оникса, халцедона. Особенно славится йеменский сердолик, применяемый для изготовления мужских перстней. В Йемене считается, что сердолик приносит своему владельцу счастье и благополучие. Очень колоритен рынок ката в Старом городе. У каждого ремесла есть своя гильдия, руководитель которой избирается ремесленниками для контроля за соблюдением правил торговли. Другие товары, такие как меха и кожа привозятся сюда из сельских районов, а серебро и керамические изделия - из Хаиса. Поставки одежды из Японии и бронзовых изделий из Индии положили начало международной торговли. В прежние времена эти товары доставлялись в город через самсару: караван-сарай, где с прибывавших товаров взимались налоги. Весь Сук работает под руководством Шейха ас-Сука или директора рынка. Другим избираемым должностным лицом является начальник охраны, Шейх ал-Лаял.

Бир-эль-Азаб расположен западнее Старого города и является средоточием большинства правительственных учреждений и дворцов. Здесь находится центральная площадь Саны Тахрир - площадь Освобождения. Подобно другим городам таким как, например, Тула, Сана носила статус хиджры, что означает невозможность какой-либо вражды на ее территории, благодаря чему эти города превратились в центры миротворческой деятельности. В городе много садов. Самые большие садовые участки очень часто разбиваются около мечетей в качестве вакфа (благотворительные пожертвования для мечети), благодаря которым священнослужители могут продавать выращенные плоды местному населению и на рынках. Возделанные сады, откуда была взята земля для строительства верхних этажей близлежащих домов, обычно находятся ниже уровня улиц. Садоводы выращивают здесь овощи для рынка и местных семей, традиционно используя в качестве удобрения фекалии людей и животных.

Большое количество небольших садиков, некоторые из которых на удивление оказываются достаточно обширными, прячутся позади домов. Здесь также можно увидеть террасы, которые используются для обычных домашних дел - чистки вещей, выбивания ковров, сушки белья и выращивания трав. Они также являются излюбленной площадкой для игр детей и подростков. Сегодня Сана претерпевает значительные изменения в результате быстрого экономического развития. Сейчас Старый город окружен торговыми и промышленными районами, современными кварталами, многие из которых заселены семейными кланами, а также новыми пригородными зонами, где проживает население различных социальных групп.

Современная Сана состоит в основном из 2-3 этажных вилл. Окруженные высокими заборами, дома обычно разделены на две половины - мужскую и женскую. Просторные большие комнаты, монументальные винтовые лестницы, занимающие чуть ли не треть площади дома, большие залы непонятного назначения - общая черта таких вилл, сильно отличающихся от привычной европейцу логики организации жизненного пространства.

Строятся и многочисленные современные здания из стекла и бетона - главным образом общественные и правительственные, отели, банки, предприятия, сооружен новый аэропорт. Как и в Москве, большой проблемой в Сане являются автомобильные пробки, увеличивающиеся с каждым годом. Довольно большое количество дорогих машин, в основном внедорожников, разбавлены старыми такси, минибасами, разъезжающими с открытой дверью и одноцилиндровыми малолитражными мотоциклами, которые также выполняют роль такси.

Минареты и мечети Саны

Сегодня Сана славится большим количеством мечетей различной величины. Самая древняя Большая мечеть стоит на месте мечети, построенной приблизительно в 630 г н.э. при жизни пророка Мухаммеда. С тех пор она много раз восстанавливалась после наводнений и войн. Некоторые из ее колонн были возведены еще до пришествия ислама, другие - во времена Сабейского царства, третьи остались от христианского собора Калис, но основная ее часть была построена в 12 веке.

Мечеть Аль-Бакилийя, которая возможно производит самое сильное впечатление в Сане, была построена во времена первой Османской оккупации (1538-1630) и реконструирована в 19 веке, когда Османская империя вновь оккупировала часть Йемена. Ее огромные купола явно относятся к архитектуре турецкого стиля, но кирпичный минарет является типично йеменской постройкой. В восточной части Старого города находится мечеть Салах аль-Дина, датируемая XIII веком. Минарет мечети построен в конце XVI века оттоманским пашой Синаном во времена первой османской оккупации. Относится к достаточно распространённому типу минаретов Старого города, для которого характерно строительство из обожжённого глиняного кирпича (так называемого ajurr) и декорирование плинфой. Еще одна отличительная черта санских минаретов - это визуальное расчленение конструкции.

База-основание минарета Салах аль-Дина кубической формы. Следующая секция имеет 8 граней с вертикальными линиями. Ромбовидный узор из плинфы покрывает уже гладкую плоскость минарета, при этом опять же деля участок на две части. Причем нижняя часть этого декоративного пояса кажется более насыщенной. Да и более интересной: ромбики плавно переходят в стилистические зигзаги, которые придают некий объем рисунку, резко обрываясь контрастом сплошного зубчатого пояса. Выше располагаются 5 "поясков" из ромбов, которые дополнительно как бы вытягивают в длину минарет. Балкон отделяет 8-гранный "ярус", увенчанный ребристым куполом. Минарет при своей достаточной толщине кажется легким и воздушным, устремленным, как и положено: ввысь.

Недалеко от мечети Салах аль-Дина (Восточная часть Старого города) находится мечеть аль-Мадраса с минаретом немного старше - начала XVI века (1519-1520). Эти минареты весьма схожи узором. Например, вместо 5- и поясов из ромбов -- 2 и 2 половинчатых. И минарет аль-Мадрасы ниже. Поэтому кажется более толстым. Самая большая мечеть Саны построена совсем недавно и названа в честь президента Йемена Али Абдаллы Салеха Al-Saleh Mosque. Все расходы на строительство мечети (60 млн. долларов) взял на себя Президент Йемена. Это великолепное сооружение стало главной достопримечательностью не только Саны, но и всего Йемена!

В мечети 6 минаретов, каждый высотой 100 метров и несколько куполов, больший из которых имеет диаметр 28 метров и высоту 22 метра. Мечеть и близлежащие постройки имеют общую площадь в 27300 кв.м. Ее вместимость – 44 тысячи человек. Отдельная часть мечети отдана для молитв женщинам. Площадь главного зала мечети составляет 13596 кв.м. В этом зале 10 дверей с западной и восточной стороны и 5 дверей на южной стороне зала, ведущие во двор мечети, к Исламскому шариатскому колледжу и к умывальне. Во внутренней отделке стен, а также и крыши, использовались различные стили, применяемые в исламском искусстве. Йеменский стиль тоже нашел свое место в оформлении. И материалы, в основном камень, используемые в строительстве, в большинстве своем местные. Оборудована мечеть кондиционерами и противопожарной системой, современнейшим аудио и телевизионным оборудованием. В мечети имеется библиотека манускриптов. Вокруг мечети достаточно места для парковки тысяч машин, сады и газоны.

К СЕВЕРУ от САНЫ. ГОРНЫЙ ЙЕМЕН.

В северные провинции из Саны по старинной торговой дороге теперь ведет обустроенное шоссе. На первом участке даже не требуется сопровождение полиции. До города Амран дорога идет по широкой долине.

Амран

В 60 км от Саны первый крупный город по дороге в северные регионы страны - Амран. Город знаменит своими старыми стенами (историки относят их строительство к периоду королевства Саба) и глиняными домами, которые более характерны для Хадрамаута, а не горных районов Йемена. Сабейские надписи, начертанные на главных воротах города и дощечках, вставленных в некоторые из фундаментных стен и фасады домов, свидетельствуют о его доисламском происхождении. Первые этажи его домов, построенных на каменном фундаменте, сделаны из камня, верхние - из глины. Наружная часть окон украшена простой лепкой. Дома обычно имеют два и более этажей. Первый этаж используется для хранения продуктов питания, зерна, оборудования и содержания скота. На втором этаже также располагаются складские помещения. Верхние этажи предназначены для кухонных, туалетных и жилых комнат, которые, как правило, побелены и покрыты подушками, коврами или половиками.

Старый сук, известный в этом регионе как «пятничный рынок» располагается вдоль западной стены города. Фасады магазинов окружены древними каменными колоннами цилиндрической формы и простыми крытыми галереями. Во время гражданской войны 1960 года город практически не пострадал, несмотря на то, что жители Амрана поддерживали республиканцев, жители окрестных деревень поддерживали роялистов.

В районе города произошло первое сражение между армиями президента Али Абдаллы Салеха и вице-президента Али Салема аль Бейды, положившие начало гражданской войне 1994 года. В последние годы жители Амрана перестали заниматься сельским хозяйством и традиционным ремеслом и отправились на поиски более выгодной работы в города. После Амрана передвижение без сопровождения полиции не разрешается. Чем дальше на север, тем больше мужчин, которые в качестве обязательного аксессуара одежды носят автомат Калашникова.

Далее дорога идет через город Райда, который стал известен во всем мире после еврейских погромов в декабре 2008 года. 35-летний раввин и бизнесмен Моше Нагари был расстрелян из автомата Калашникова на городском рынке средь белого дня, при множестве свидетелей. Его убийца, выпустив пять пуль по раввину, крикнул «Это – послание еврею от ислама!» В ответ на арест убийцы неизвестные бросили две ручные гранаты и бутылки с зажигательной смесью в еврейские лавки на городском рынке. Погром сопровождался призывами к тому, чтобы изгнать евреев из города. Дальше дорога идет через каменистую местность, по которой разбросаны орошаемые поля и высокие сторожевые башни.

Шихара

В городке Хуз сворачиваем с основной дороги на запад. Далее двигаемся по проселочным дорогам широкой вади Лиссам с пышной растительностью и обширными плантациями фруктовых деревьев. Наша цель – высокогорная деревня Шихара.

Деревня Шихара много веков назад была построена на вершине горы Джебл Аль Амир на высоте 2600 м. Совершенно неприступная, она в течение многих веков была как кость в горле для завоевателей. Долгое время Шихара была неприступной крепостью зайдитов. В начале семнадцатого века имам Аль-Касим ибн Мухамед (Касим Великий) нашел в этой деревне убежище во время борьбы с оккупирующими турками. Имам Яхья также вел отсюда борьбу с турками в двадцатом веке. Покорить Шираху смогли только во время гражданской войны 1960 года только с помощью современной авиации. Удары по деревне наносила египетская авиация. Помимо неприступности, Шихара знаменита своим учебным заведением, основанным зейдитами еще в 9 веке. Его выпускники были известны по всей Южной Аравии.

В Шихаре в настоящее время проживает не более тысячи жителей. Изумительное расположение в совокупности с простой архитектурой делают Шихару свидетельством традиций и культуры Йемена. Как в любом высокогорном месте, в Шихаре очень жаркое и сухое лето, зима холодная с большим количеством дождей.

Основной достопримечательностью Шихары является мост вздохов (Bridge of Sighs) между двумя горными деревнями Шахара и Шахарат ал-Фиш, разделенными глубоким ущельем глубиной 300 футов. Это потрясающее сооружение было построено в 17 веке из прочных известняковых блоков архитектором Салах аль-Яманом. Видно, что нынешний мост не первый в этом месте. Дело в том, что две горные деревни принадлежали одному хозяину и мост в этом месте был просто необходим для организации сообщения между деревнями. Мост настолько красив и изящен, что его изображение размещено на монете 10 риалов. Поехать в Шихару нужно не только из-за моста, подъем в деревню и сама деревня стоят того, чтобы совершить это длительное путешествие. А путешествие действительно не из легких. Несмотря на небольшую удаленность от Саны (не более 140 км, из них 120 км по шоссе), дорога до Шихары занимает не менее 8 часов.

После съезда на проселочную дорогу в вади Лисам, автомобили два часа двигаются в сплошной пыли между высокими холмами. В деревне Аль Кабай пересадка на местные транспортные средства – «траки». Дальше внедорожники не пройдут. Здесь проходят только специально подготовленные транспортные средства. Никаких скамеек в металлическом кузове не предусмотрено, зато есть усиление кабины, за которое очень удобно держаться, если ехать стоя. Дальше дорога идет вверх, сначала по узкому ущелью, а затем серпантином по склонам огромного цирка, заполненного террасными полями.

Поездка на траке, особенно в темноте, когда фары вашей машины неожиданно выхватят край обрыва под ближайшем колесом, а то впереди по ходу, оставляет неизгладимое впечатление. Когда машина поднимается на вершину горы в темную деревню Шихара, испытываешь истинное блаженство. Электрического освещения на улицах деревни нет. Жители ходят с налобными фонарями. Ночевка в обычном доме йеменца не менее интересна. Гостиница представляет собой каменное четырехэтажное здание-башня с небольшим двориком. Номера представляют собой небольшие комнаты с матрасами на полу. Ничего лишнего. Однако все удобства в доме. Утром необходимо подняться на плоскую крышу гостиницы, чтобы насладиться замечательными горными видами. Деревня находится на вершине горы. Вниз, насколько хватает взгляда, ступенями спускается террасы с полями и садами. Там выращивают кофе, бананы и, конечно, кат.

Сама деревня состоит из каменных домов-башень. Простая архитектура домов говорит об их древнем происхождении. Как и во многих домах Йемена двери открываются прямо на улицу или во двор. Некоторые из них украшены сложным резным орнаментом или имеют декоративное дверное кольцо, форма которого была популярна в доисламский период. Такие кольца помимо ювелирных изделий делались еврейскими ремесленниками, которые в те времена жили в горах. Внутри дома есть просторная прихожая без окон. Для того чтобы сюда проходил свет и воздух над дверью предусмотрено небольшое отверстие. Многие дома имеют большие двери, рассчитанные на проход животных. В некоторые из них встроены калитки для людей.

В деревне и за ее пределами в скалах вырублены 23 резервуара для хранения воды. До недавнего времени вода из резервуаров использовалась для приготовления пищи. Сейчас в деревню японцы провели водопровод. Вода резервуаров используются для стирки.

Горы Хараз

Горы Хараз расположены к северо-западу от Саны. Из Шихары возвращаемся до Амрана той же самой дорогой, что и ехали на север. В Амране дорога уходит на запад в горную область Йемена, знаменитую своими древнимигородами. Резко поднимаясь над прибрежными равнинами Красного моря, горы Хараз столетиями служили естественной крепостью, защищавшей центральные бласти Йемена от захватчиков. Опасность внешнего вторжения уже во многом в прошлом, но что осталось неизменным здесь, так это великолепные горы, покрытые террасами полей и старинные укрепленные города.

Тула

Первый город на нашем пути носит до боли знакомое название Тула (Thula). Город, примостившийся у подножья высокой скалы, обнесен стеной с семью воротами. В свое время город был известен как один из важнейших теологических центров Аравии. Тула один из классических древних городов Йемена, органически вписанный в окружающих ландшафт. Город славен своими декоративными круглыми окнами и вымощенными плитами улицами. Дома Тулы построены из больших обтесанных каменных блоков.

Как и всюду в Йемене основным источником воды здесь были муссонные дожди. Вода собиралась в нескольких резервуарах, выдолбленных в скалах внутри города. Хорошо сохранился резервуар, расположенный рядом с южными воротами. В городе 25 мечетей. Большая мечеть (Al-Jami’a al-Kabir) имеет изумительный каменный минарет. Над городом возвышается древняя крепость Мутахар Бин Шараф Удин, построенная турками. Из города в крепость ведет лестница, вырубленная в скале. Подъем занимает около 45 минут. Тула также известна в Йемене своими коврами, особенно ворсистыми килимами, сотканными из местной шерсти с использованием коричневых, серых и белых рисунков.

Ат-Тавила

Из Тулы продолжаем движение на запад в центр горного Йемена. Следующий древний город на нашем пути носит название Ат-Тавила. Город прилепился к высокой скале и, кажется, вырастает из нее. Часть домов вырублены в скале и поэтому необычайно гармонируют с окружающим пейзажем. По преданию город Ат-Тавилах, подобно Туле и Сане имеет статус хиджры, что, возможно, объясняется тем, что в городе проживало большое количество разных племен. В городе несколько красиво отделанных каменных домов.

Аль-Махвит

Далее на запад располагается город Аль-Махвит, примечательный своими великолепными, тщательно отделанными каменными домами, которые все вместе похожи на бастион большого замка. До 1970 года Махвит был изолированным неразвитым городом. Дороги здесь были построены всего несколько лет назад. Сегодня это важный быстроразвивающийся торговый город, самый крупный на западе от Саны. Аль-Махвит расположен в центре самого плодородного района Йемена. На окружающих его горных террасах, которые были разбиты здесь еще много веков назад, выращивается кофе, сорго и кат.

Здесь выпадает наибольшее количество осадков. Если утром небо над долинами Махвита безоблачное, то во второй половине дня наползают густые туманы, что делает весьма сложным передвижение в темное время суток. Старый город находится на вершине холма, где раньше располагалось укрепление турок, которое было административным центром провинции во времена правления турок.

Кавкабан и Шибам

Из Аль_Махвита возвращаемся на восток по знакомой дороге, недавно построенной китайцами. В городе Хабаба поворачиваем на юг в сторону Саны и попадаем в высокогорную долину Аль-Мунакаб.

Когда-то растущие здесь густые леса давно вырублены и на их месте разбиты террасы, на которых выращивается сорго. Долина лежит у подножия горы, на вершине которой расположились два древних города Кавкабан и Шибам. Шибам (не путать с другим Шибамом, что расположен в Хадрамауте), упоминался в одной из сказок "Тысячи и одной ночи". Город основан во втором веке. На воротах города и на суке можно увидеть сабейские надписи.

В IX веке город становится крупным административным центром, тогда же здесь была построена большая мечеть - одна из старейших в Йемене. Мечеть выстроена на месте древнего храма Химьяритов, части которого были использованы для ее строительства. У подножья горы Джебел Кавкабан находится множество небольших пещер, которые использовались в древние времена для захоронений. Во время гражданской войны в этих пещерах население города укрывалось от бомбардировок авиации.

Кавкабан

Город расположен на 350 метров выше Шибама на вершине песчаной горы Джебел Кавкабан. Песчаник появился здесь 70 миллионов лет назад благодаря разветвленной системе рек и в результате подъема и эрозии образовал то огромное плато, которое мы видим сегодня. Эта горная порода использовалась в качестве сырья для строительства города Кавкабан, известного своими мощными воротами и стенами, который в трудные времена всегда предоставлял здесь убежище жителям Шибама.

Узкое ущелье, отделяющее Кавкабан от плато на склоне горы Джебл ад-Дула, известное как Кита, на самом деле является вертикальным разломом, который был частично заполнен обломками домов разрушенных во время осады города командиром Айюбидов Тугтакином, братом Саладина, в конце двенадцатого века. Сегодня по-прежнему можно увидеть камни метательной машины баллиста, которые он использовал для разрушения стен. Сейчас по ущелью проложена тропа. Подъем по ступенькам, соединяющим Шибам с расположенным выше городом-крепостью Кавкабаном, который можно совершить пешком, на осле или муле, занимает около часа.

После взятия города Тугтакин видоизменил его, усовершенствовав городскую инфраструктуру. При входе в город можно увидеть турецкие казармы (Аль Кишлах), имеющие несколько ворот, включая Баб Аль-Хадид (железные ворота, которые на самом деле деревянные, но покрыты железными полосками). Построенные в 1895 году во время второй оккупации Йемена турками, казармы представляли собой скромное двухэтажное жилье для размещения войск, имели складские помещения и личную комнату для командира. Этот комплекс не только охранял город от нападения извне, но и был предназначен для защиты оккупирующих войск от жителей самого города.

Внутри города есть необычные старинные здания, построенные из песчаника красивого медового цвета, которые пережили осады айюбидов, расулидов и турок. В центре плато находится мечеть Шарифаха Мухсинаха бинт Абдуллаха бин Ахмада. О ее древнейшем происхождении свидетельствует огромный камень времен Химьяритов, выступающий над входной дверью Перед турецкой оккупацией в 1896 году в городе Кавкабан было не менее тысячи домов. Здесь были также мечети, резервуары для сбора воды (Садд Аль-Мансурах, Садд Аль- Мисалах и Садд Аль-Хаммам), оставленные в наследство Тугхтакином, подземные склады для зерна (Аль Мадафин), турецкий амбар для хранения зерна (Аль Шунах), рыночные здания и молитвенная площадка (Джаббанах), используемая для религиозных праздников.

Сегодня осталось всего только 180 домов. Несмотря на многочисленные войны и осады, населению Кавкабана удалось выжить. Совсем недавно во время революции 1962 года здесь происходили ожесточенные бои между республиканцами и сторонниками имама. В результате наземной и воздушной бомбардировки были разрушены многие дома и минареты.

Вади Дахр

Продолжаем движение на юго-восток в сторону Саны. В 14 километрах от Саны находится вади Дахр. Здесь в деревне Сук аль-Вади расположен знаменитый каменный дворец - бывшая летняя резиденция имама - Дар-аль-Хаджар. Этот дворец стал своеобразным символом Йемена. Здание как бы вырастает из каменой скалы как красно-белый гриб. Время основания первого дворца не известно, однако, учёные полагают, что он венчал высокую скалу ещё в доисламский период.

По расположению дворца и наличию рядом древнего колодца можно предположить, что он использовался в качестве обзорного поста на протяжении многих веков. При турках Дар-аль-Хаджар был полностью разрушен. В 1786 году имамом Аль-Мансуром Биллах Али I бин аль-Махди аль-Аббасом был построен новый дворец, который является классическим примером йеменской архитектуры. В 1930 году имам Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-дин расширил дворец и сделал своей летней резиденцией.

В настоящее время во дворце располагается музей. Дворец имеет 7 этажей, на которых размещаются 35 комнат, большая гостиная и несколько холлов. В некоторых комнатах сохранилась дворцовая обстановка. В скале под дворцом на глубину 275 метров в древние времена был пробит колодец. Основной же достопримечательностью дворца является вид, открывающийся с крыши дворца на долину Дхар, занятую фруктовыми садами. Потрясающее впечатление производят витражи, бросающие разноцветные пятна через пол. Деревушки долины Дхар известны своими самобытными свадебными церемониями. Свадьбы начинаются в пятницу утром и продолжаются в течение 3 дней.

ПРОДОЛЖЕНИЕ... ЧИТАЕМ ДАЛЕЕ про ХАДРАМАУТ и ГОРНЫЙ ЙЕМЕН!

АВТОР – ВЛАДИМИР АСМАКОВ, 2008-2009 год.

 

Ссылки по теме:

ТУРЫ и ЭКСПЕДИЦИИ "ГЕОГРАФИИ" в ЙЕМЕН и ДРУГИЕ ЛЮБОПЫТНЫЕ СТРАНЫ.