ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA

GEOGRAFIA
English Version

Пишите нам на
geografia@mail.ru

Веб-поддержка www.SeCaToR.ru


СЛОВО РЕДАКТОРА. ОБЩИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТАТЬИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ГЕОГРАФИЯ" в ЦЕЛОМ.

ТРУ или НЕ ТРУ?
ВОТ в ЧЁМ ВОПРОС!

Если спросить «самую широкую аудиторию», что вкуснее — блюдо из маиса или кукурузы, то большинство ответит, что из маиса. И не потому, что «самая широкая аудитория» пробовала то и другое. А лишь потому, что она настолько широка, что в силу своего неглубокого знания вопроса попросту не замечает, что её «ловят» на игре слов. «Маис» звучит экзотичнее, а посему блюдо из маиса можно дороже продать.

Причем тут прозаичная кукурузная каша и возвышенный мир путешествий? А притом, что в связи с продолжающей возрастать доступностью всех видов путешествий и умножающимся числом самих путешествующих у многих образуется полнейшая каша в головах. Находятся те, кто пытаются залезть в неё своей ложкой, но у них не получается ни взболтать, ни смешивать.

В чем разница между «туристом» и «путешественником»? Какие из них настоящие, а какие нет? Какие «true», а какие «не true» («настоящие» и «ненастоящие»).

Попробуем разобраться. Недавно один малоизвестный, но весьма самоуверенный автотурист из Нижнего Новгорода, обладатель почетного звания «Автопутешественник 2020 года», «Автопутешественник Н.Новгорода №1», «Амбассадор крупнейшей travel-team в РФ», и прочая и прочая, решил как раз поделить всех на «true» и «не true». Как поняли, те, кто в их travel-team, те «true».

Звания и награды любой человек может себе присвоить сам. В сентябре 2021 года в России был «официально зарегистрирован гимн автотуристов», при этом кем он был утвержден и кем официально зарегистрирован, выяснить так и не удалось. Впрочем, мы живем в свободной стране, и можно основывать Школы и Академии автотуризма в каждом городе. Можно устраивать старты автомобильных кругосветок при закрытых границах и объявлять иные сверх-масштабные мероприятия — для прессы, особенно региональной, и это сойдет за новость.

Мне довольно часто приходится принимать участие в телепрограммах, давать интервью печатным СМИ. Журналисты называют меня как путешественником, так и туристом. Телеканал «ТВЦ» вообще придумал для меня термин «турперевозчик». Я не поправляю, поскольку не вижу важности выделения синонимов. Путешествие — это перемещение в пространстве с разными целями. Турист в большей мере путешествует для себя, ради удовольствия, новых впечатлений, познания мира, и никаких противоречий я не нахожу. Много «простых» туристов, которые за свои деньги увидели за свою жизнь на порядок больше, чем крутые «профессиональные путешественники».

Однако, есть одно отличие путешественника от туриста. Путешественник может быть профессиональным, получать доход от своей деятельности, а турист, пожалуй, нет. Хотя при определенной находчивости он может таковым стать.

Путешественник — он как маис. Звучит красивее, экзотичнее, солиднее. Если человек говорит, что он путешественник, то он что-то хочет этим показать. Тем более, если он дистанцируется от туристов. Он просто хочет себя дороже продать. И чем громче он кричит о том, что он «настоящий», тем настойчивее он хочет это сделать. Может «выгореть» рекламный контракт. Что-то дадут по бартеру, а кто-то даст и деньгами. А что делать? Многие проекты либо очень дорогостоящие, либо требуют поддержки властей. Были бы все путешественники такие «крутые» и «настоящие», то не обивали бы виртуальные или реальные пороги спонсоров. Кто-то рекламирует «Доширак», кто-то — канистры для бензина, плавстредства для переправы через водные преграды в обмен на фоточку в фирменной бейсболке спонсора. Кто-то вообще на капоте машины указывает номер телефона: «Подкиньте денежку, залейте бензинчика!»

«Ездить надо на свои!» Возможно. Но если так, то ни Колумб не открыл бы Америки, и не видали бы мы маиса. Подавляющее большинство больших и значимых экспедиций делалось на деньги частных инвесторов и государства. И не надо вставать в благородную позу, а нужно просто признать факт, что любой крупный «экспедиционер» работал на внешне-политическую разведку своей страны. Часто он просто носил офицерские погоны. Для ясности, так сказать.

Сейчас ситуация иная. «Путешественники» ничего не отрывают в прежних масштабах. Всё, что они могут открыть - новые направления для других путешественников-туристов. Сделать красивые фотографии, написать рассказы. Организовать новый маршрут, свозить туда группу туристов (чем активно занимаются тревел-блогеры). Организовать медийную экспедицию для СМИ. Прорекламировать тот или иной товар рекламодателя. Хоть «Доширак», хоть «Lexus». Но Америку они больше не откроют!

Путешественники — народ тщеславный. Также, как и туристы. Тем более в век господства соцсетей. До этого было точно так же. Соперничество иногда оканчивалось случайным выстрелом на охоте (почитайте историю британских первооткрывателей Великих Африканских Озер господ Бёртона и Спика). Сейчас соперничество — за рекламные контракты, за аудиторию соцсетей. А так как путешествующих стало очень много, возникает соблазн их рассортировать. А как? Придумать свои правила. Какие? Свои!

Пример 1. «Настоящий автопутешественник ездит только на своей машине». Бред. Потому как масса людей берет машину напрокат и ездит по разным континентам. Если у кого-то избыток денег и он хочет покататься на своей тачке по острову Пасхи, то флаг в руки. Как говорила в перестроечное время коммунист Нина Андреева от имени всех упёртых: «Не могу поступиться принципами».

Пример 2. «Настоящий автопутешественник спит только в своей машине». Бред еще похлеще. Конечно, когда негде переночевать, то можно и в машине поспать, но заниматься этим все ночи подряд как минимум нерационально, кроме тех случаев, когда речь идет об автодомах. И потом, если автотурист (простите, не вижу разницы между автопутешественником), спит в палатке, он уже дисквалифицирован? А «настоящий летчик» должен спать в кабине самолета? Танкисту где спать — в башне танка до увольнения в запас? Про ассенизаторов вообще молчу.

Пример 3. Автоэкспедиция через Сахару, для туристов. Караван джипов, в каждом по водителю и туристы. Они едут на машинах постоянно, несколько недель. У них нет другого транспорта в это время. Они спят в палатках. Они не автотуристы? Тогда кто они? В этом случае автотурист лишь тот туарег за рулем. Но он не турист, он водитель! Как видите, не работает схема.

Автотурист — любой путешественник, чьим основным средством передвижения является автомобиль. Свой, друга, родственника, фирмы-спонсора, фирмы rent-a-car — без разницы. Нет разницы, где и как он ночует. Важен вид основного транспорта. Всё остальное — уже уточнения по ходу.

Пример 4. Настоящий путешественник — это такой Рэмбо с рюкзаком. Однако, замечу, что в таком случае Давид Ливингстон — просто «жалкий» турист с религиозным уклоном, потому что с ним были носильщики, слуги, повара. Но он бессребренник и идеалист был в любом случае. А вот захочет «наш» Роман Абрамович на своей яхте проплыть по всем океанам, островам и территориям. С командой, прислугой… Вот Вы ему потом скажите, что его Кругосветка была не настоящей. Вот так подойдите, и скажите!

А ведь есть еще автостопщики. Они вообще всех, кто деньги тратит в путешествиях, считают дикарями.

Одним словом, все эти искусственные деления на «true», и «не true» - всего лишь хитрая уловка, маркетинговый прием, цель которого — ввести в заблуждение, переведя себя моментально в категорию «true». Главный вопрос — не «почему», а «зачем».

ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТУРИСТАМ ПРИЯТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ!

Николай Баландинский
Таруса, 16.10.2021



НИКОЛАЙ БАЛАНДИНСКИЙ

Редактор-Аншеф «География.Ру»

Экспедиции ГЕОГРАФИИ